Картинки с выставки или о вкусах спорят
В Москве, в Гостином дворе прошла юбилейная, 20-я ярмарка
классического, современного и ювелирного искусства "Арт Москва".
Наш корреспондент там побывал и определился со вкусами.
Надо признать, посмотреть было на что.
Маковский, Репин, Суриков, Айвазовский и другие классики, как всегда, были на высоте.
Чего, увы, не скажешь о современных творцах. Нет, замах чувствовался, а вот исполнение… Замысловатые комбинации форм так искусно скрывали содержание, что даже два моих высших образования не позволяли обнаружить суть.
Особым вниманием пользовалась ювелирка. Можно было не только прицениться, а даже купить колечко или камушек. Правда, цены кусались. Десятки, а, порой, и сотни тысяч. Богатые примеряли, бедные вздыхали. А кто-то, из особо впечатлительных дамочек, и слезу пускал. Сам видел.
Девиз: искусство принадлежит народу, по-прежнему, актуален, но на нынешнем этапе вряд ли выполним. За всё сегодня надо платить, даже за то, чтобы просто посмотреть. Например, на редкие работы признанных корифеев русского авангарда – Шагала, Ларионова, Гончаровой…
Есть, безусловно, и современные работы, но они, у неподготовленного зрителя, могут вызвать, если не шок, то недоумение. Вопрос, что является искусством, а что нет, каждый из художников трактует по-своему. А экспертная комиссия утверждает. Побеждает лозунг: искусство без границ!
Мне стало интересно, есть хоть какие-то ориентиры у нашей творческой молодёжи? И, как ни странно, получил ответ, который поверг меня в изумление.
Лена Балакирева, одна из участниц выставки, призналась, что несмотря на диплом престижного вуза и определённый опыт, она во многом, учится у детей. "Понимаете, они рисуют, опираясь на эмоцию, а не на рациональное мышление, часто не отрывая карандаша или кисти от бумаги". Вот уж, воистину: век живи, век учись!
Кстати, знаете, какая проблема для творческого человека сегодня самая актуальная? Оказывается, не как создать, нарисовать или вылепить, а как распорядиться созданным, где найти покупателя, как выйти на рынок. И тут, как заявили организаторы выставки, нужен союз художников и бизнеса. Но и вопрос создания "шедевров", сегодня, по-прежнему, актуален. Кто-то мажет себя любимого краской, а потом катается по бумаге нагишом. Просто и эффективно! А главное, всё под рукой – тело, краски и умение вертеться. Но это художники-экстремалы. Другие просто не заморачиваются. Стоять с мольбертом в дождь и ветер в поисках нужного ракурса – вчерашний день. Сфотографировал пейзаж, с хорошим разрешением камеры, остальное – дело техники. Потягивай вино под треск дровишек в камине, где-нибудь на даче, и доводи до ума картинку. Шишкин с Левитаном умерли бы от зависти! Не говоря уже о портретистах.
А вот что удивило на выставке, так это присутствие иностранных художников. В качестве почётного гостя выступила Нигерия, со своей оригинальной экспозицией. "Нам очень непросто было это сделать, в связи с санкциями, но мы рады, что нам это удалось", – сказал на открытии атташе по культуре посольства Нигерии Абидеми Адедеджи. Кстати, сказал на удивительно чистом русском языке. Как выяснилось, учился у нас, на Тамбовщине, где и постиг тайны "великого и могучего". Кроме африканцев, были замечены также галереи из Чехии и Ирана.
А я, под конец, измученный горьким опытом экстремалов от искусства, решил взять урок у детей. Как советовали. Они здесь же, в сторонке, раскрашивали плакаты по мотивам мозаик Дейнеки на моей любимой станции метро "Маяковская". Можно было или повторить цветовую гамму оригинала, или предложить свой вариант. Я сначала пустился во все тяжкие, чего только не навыдумывал. Пока не понял, что товарища Дейнеку мне в этом виде соревнования, не переиграть. Да и не хочется, откровенно говоря. Сколько под этими мозаичными шатрами с самолётиками было пролито слёз, сколько сердец было разбито вдребезги и сколько сердец склеено… Сколько больших и маленьких любовей здесь возникало и здесь же умирало под звук уходящих со станции поездов…
Нет, нам уже ничего не изменить. Да и не надо менять! Наш флаг красный! Мы понятными красками нарисовали свой портрет поколения, теперь пришло время молодых. Каким будет их рисунок, таким будет и будущее.
Обозревал Юрий Давыдов-Завада, фото автора