vkontakte FB

Рейтинг@Mail.ru

 
afisha-msk.ru

Святая реликвия и столичный бум

Мощевики с частицами мощей Святого Николая Чудотворца хранятся во многих храмах и монастырях России. Подобные святыни находятся, например, в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге, в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге, в целом ряде российских и московских приходских храмов.

Мощи Николая Чудотворца были перенесены из города Миры Ликийские в итальянский город Бари в 1087 г., где и пребывают до настоящего времени. Гробница не открывалась вплоть до середины XX века. Вскрытие захоронения в Бари производилось только один раз, в 1953 — 1957 годах. Небольшие фрагменты мощей разошлись по многим крупным городам Европы, таким как Берлин, Париж, Рим, Венеция. В Венеции, в храме св. Николая на острове Лидо находится примерно пятая часть мощей святителя. Мощи Святого Николая хранятся в Венеции c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя — это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время изъятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году.

Несмотря на то, что в последние годы частицы мощей святителя Николая не раз привозили в Россию из православных храмов братских поместных церквей, из католических монастырей и храмов, прибытие мощей в Москву в 2017 году приурочено к 930-летней годовщине перенесения реликвии в город Бари. Из этого города святыня не выезжала почти девять с половиной веков. Мощи доступны для паломников с 22 мая по 28 июля (сначала к святыне смогут приложиться в Москве, затем – в Петербурге).

Хотя только в Москве несколько десятков храмов хранят частицы мощей святого Николая, тем не менее, широкая рекламная кампания создала ажиотаж вокруг привезенных из Бари мощей. Итогом стали многокилометровые очереди паломников (по официальной статистике на сайте РПЦ – до 43 тысяч человек в день).

МОЩИ1

Люди не осведомлены о реликвиях московских храмов, к которым можно приложиться без очереди и в любой день и готовы стоять много часов, чтобы «отметиться» в Храме Христа Спасителя. Ведь процедура приложения к мощам весьма быстрая, ввиду наплыва множества людей. Волонтеры, окружающие ковчег с мощами, просят верующих молиться поскорее, а затем ненадолго приложиться и быстро уступить место другим. С одной стороны, это не позволяет задержать поток желающих с другой – ставит церемонию приложения к святым мощам на поток, сводит ее к банальному исполнению обряда, т.к. у паломника, отстоявшего изнурительную очередь, не получается сконцентрироваться целиком на молитве, да и атмосфера не располагает.

Тем не менее, радости попавших в число счастливчиков нет предела. Подтверждением тому является освященный, напечатанный на бумаге образ Святителя Николая, который дают каждому приложившемуся к мощам. Этот образ следует бережно хранить как святыню и молиться перед ним так же, как перед иконой.

МОЩИ

Помня о том, какой силой обладает молитва святого Николая, вы можете попросить его о любой помощи, обратиться с любым вопросом, и ваш голос будет услышан. Святых нередко называют «ходатаями», то есть просителями, говорящими с Богом от нашего имени. Церковь учит нас, что молитвы никогда не остаются неуслышанными. 

Как же и кому помогает святой Николай? Этот вопрос очевиден для людей верующих, но его часто задают невоцерковленные люди. Здесь важно помнить, как Николай совершал свои еще прижизненные чудеса, искренне и глубоко молясь Богу. Исцелял умерших, спасал невинно осужденных, тайно помогал нуждающимся, покровительствовал путешествующим, поэтому даже после своей кончины святой Николай не утратил, а лишь усилил божественную связь. А потому, обращаясь к нему в своих молитвах, мы можем просить его о заступничестве за нас перед Богом. Так что если вы готовы к внутреннему диалогу с Богом и его великим угодником – Николаем Чудотворцем, просто прочтите молитву, а если есть силы и желание — приложитесь к мощам святого и верьте, что Всевышний не оставит вас наедине с вашими трудностями.

Юлия Шапченко

Фото с сайта Rsute.ru

Пожар расступился перед иконами

 Божья Матерь

  В этой трехкомнатной благоустроенной московской «сталинской» квартире недалеко от метро «Сокол» мне удалось побывать однажды незадолго до нового года – гостеприимные хозяева пригласили в гости с ночёвкой.        

   На стенах висело много портретов, картин, масок «из разных стран и континентов», фотографий со множеством известных людей – владелец жилья, бывший телеоператор телеканала «Россия». Квартира напоминала не до конца оборудованный музей. Показали мне горделиво и камин, собранный заботливыми хозяйскими руками, и элегантный застеклённый балкончик. А в дальнейшем предлагали при первой возможности заходить «на чай»… Кто бы знал, что в конце апреля случится невосполнимое

  

   На пасху иконостас из старинных дорогих икон освятил знакомый священник – духовник хозяина - грешника Владимира… а 26 апреля в этой квартире произошло короткое замыкание в два часа пополудни.  Владимир и Тайсон (Тайсон - это маленькая спокойная четырнадцатилетняя собачка породы чихуахуа, призёр телепередачи 2002 года Михаила Ширвиндта Дог-шоу «Я и моя собака») находились на кухне и вдруг услышали щелчок в большой комнате, когда подбежали – увидели страшное – помещение уже зашлось сильным огнём, который моментально объял большую квартиру и беспощадно испепелил всё

 

1

 

(сгорели ценные книги, мебель, бытовая техника, полопались все оконные стекла) на своём пути, точнее почти всё… поскольку, подойдя к святым иконам в иконостасе, Евангелию и кадилу, хранившимися в доме более двух десятков лет, вдруг также неожиданно и исчез…  Иконы начали мироточить, на одной из них слезы так и остались навеки. 

                                                                          2

  

   Только представьте, что бы могло случиться, если бы не помощь высших сил, позаботившихся о святынях – огонь обязательно дошёл бы до старых газовых кухонных труб и взорвался бы весь подъезд (как часто бывало на территории страны при взрыве бытового газа в многоквартирных домах) и сейчас бы мы читали трагические похоронные сводки…

 

   Но… прибывшие с большим опозданием пожарные обнаружили лишь вялое тление и полное отсутствие огня!

    Хозяева погорелой квартиры обращаются с огромной просьбой ко всем верующим не посещать данную квартиру, опасаясь мошенников. 

                                                                           3

  

   А чудотворные реликвии хотят уступить (продать) состоятельному гражданину, поскольку не имеют средств даже на скромный ремонт…

 

4 5
6 7

 

 

Арсений Добров

Фото предоставлено погорельцами

 

 

 

 

 

 

 

AAA 

font

     В среду, 19 октября, в информационном центре ТАСС, при участии Владимира Романовича Легойды, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата и священника Александра Волкова, руководителя пресс-службы Святейшего Патриарха, состоялась пресс-конференция, посвящённая открытию VII международного фестиваля «Вера и Слово», который пройдет в Москве с 24 по 26 октября 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при участии представителей 194-х епархий Русской Православной церкви, в том числе из России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Прибалтики, Казахстана, Средней Азии и Азербайджана.
     Первый фестиваль состоялся в 2004 году и проводится с тех пор с периодичностью один раз в два года оправдывая своё название - «Вера и Слово», поскольку ставит во главу угла задачу консолидации светской и церковной журналистики в разработке новых форм и расширении сотрудничества современного общества и Русской Православной Церкви. Поднимая вопросы социального и молодёжного служения, представители епархии и светских медиа разрабатывают инструмент деятельного взаимодействия — сострадательную журналистику, цель которой — благотворительность посредством медиа. Помощь без обвинения и осуждения, согласно истинному содержанию Евангелия. Борьба не «против», а «за». Не против абортов, а за жизнь, за помощь семьям и людям, оказавшимся в трудной ситуации, за комплексный подход к решению нравственных и социальных проблем современного общества.
     Поднимая актуальные темы, в том числе и растущий интерес к неоязычеству, основанный на ложных исторических реконструкциях, фестиваль приглашает к открытой дискуссии и даёт понять, что светскость не исключает, а наоборот переплетается и взаимодействует с церковным и Церковь, как системообразующий институт общества, готова стать инструментом прямого воздействия в решении общечеловеческих вопросов, которые вышли за пределы церкви.
     Православная журналистика сегодня выходит на новый уровень, догоняя по степени влияния журналистику светскую и осваивая всё новые и новые области, доказательством чего может служить проводимый впервые в рамках фестиваля фотоконкурс «Вера, Любовь и юность» в котором уже представлены около 500 фоторабот , посвящённых жизни и служению молодёжи в Русской Православной Церкви. В конкурсе приняли участие не только церковные фотографы. Открытие фотовыставки, включающей лучшие работы, отобранные высококлассным жюри, состоится 25 октября в Галерее классической фотографии. Награждение победителей конкурса пройдет 26 октября 2016 года в ДО «Клязьма».
Программа нынешнего, уже ставшего традиционным, фестиваля насыщена и разнообразна. Подробно вы можете ознакомиться с ней, перейдя по адресу: http://sinfo-mp.ru/program.html. В рамках фестиваля планируется проведение конкурсов с последующим вручением призов победителям; секционная работа по повестке дня фестиваля; проведение встреч с лидерами общественного мнения; обсуждения и круглые столы, где к разговору приглашены ряд известных лиц; презентации различных информационных и социально-культурных проектов. Радио «Вера», телеканал «Царьград», медиа-портал «Reka.io», министр здравоохранения Вероника Скворцова — это только некоторые из гостей фестиваля. Для привлечения молодёжи, вне программы, дополнительно, будут демонстрироваться образовательные программы и проводится мастер-классы.
     Основным событием фестиваля, по традиции, станет встреча участников со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя 25 октября 2016 года. Встреча пройдет в формате большой пресс-конференции, в рамках которой участники смогут лично задать вопросы Его Святейшеству.
     Этот фестиваль — значимое событие в медийном поле. Не только церковном. Свидетельство открытости Православной Церкви внешнему миру, формирование новой информационной среды, отвечающей на вызовы времени.
Одними из главных задач организаторы отмечают стремление сохранить доверительную тёплую атмосферу фестиваля, увеличение числа участвующих епархий, расширение взаимодействия со СМИ и обществом, и напоминание о причине перехода к христианству, которая, по историческому свидетельству князя Владимира состояла в том, «чтобы быть не зверем, но человеком»...

Элла Арсланова

К 80-летнему юбилею Александра Меня


Профессия Священник

  Он был в некотором роде революционером. Революционером в своём толковании веры, в понимании той роли, которое играет христианство в жизни людей. Александр Мень одним из первых советских священнослужителей стал говорить о том, что христианство (и православие как основная его ветвь) – это не религия запретов, а религия Жизни, религия полноты Бытия.  Что церковь – это не многочисленная группа злобных бабушек, запрещающих пить пепси-колу, играть в футбол и нудно твердящих, что солнце вращается вокруг земли. Что вера в Бога не означает отказ от любимой профессии. И что христианское смирение – это не позиция половой тряпки, о которую вечно все вытирают ноги, а прежде всего сохранение мира в своей душе. 

  Иногда приходится слышать – и от священнослужителей, и от учёных-богословов, что размышления отца Александра о вере, о христианстве нередко входили в противоречие с так называемым «Апостольским учением», или, выражаясь светским языком, официальным учением церкви. Однако ещё апостол Павел говорил: «Надлежит быть разномыслиям между вами, дабы открылись искуснейшие». Для отца Александра не было главным «победить в споре» – он ставил перед собой иную цель: вывести как можно большее количество людей из тьмы неверия к свободе, к открытию в себе стремления к Высшему, к поиску Истины. Подозреваю, что есть тому и другая причина: ему, как человеку, обладающему недюжинным умом, выдающимся интеллектом, было порой неуютно чувствовать себя в рамках «правильного» богословского толкования евангельских истин. И отец Александр часто приходил к выводам, которые вызывали гнев у ортодоксально настроенных священнослужителей, защищающих «чистоту веры».


  Убийство отца Александра стало первым в цепочке так называемых «громких заказных убийств» 90-х годов (Мень – Тальков – Холодов – Листьев – Рохлин – Старовойтова - Юшенков), одним из наиболее резонансных и одним из тех, которые обещали раскрыть, но так и не раскрыли. Убийство в 2009 году московского священника Даниила Сысоева, конечно, всколыхнуло общество, но не потрясло так, как это произошло тогда, в сентябре 1990 года. Может быть, потому что в нашем обществе так и не появились священники подобного духовного и интеллектуального уровня. А может быть, россияне уже просто привыкли к подобным расправам с ярчайшими представителями нашего общества.


  Про таких, как отец Александр, часто говорят: «Тогда он был первым. Сейчас он был бы первым, но не единственным». Но сегодня в России другая эпоха. Сейчас почти не востребованы Личности подобного уровня. И потому мало тех, которые «не единственные» , но голос которых был бы слышен и заметен в обществе. Сплошь и рядом мы видим людей, которые «работают» священниками. Впрочем, в наше время существует много людей, которые не вкладывают душу в то дело, которым они занимаются, а просто «исполняют обязанности». Однако есть три профессии, которые требуют особого природного дара и которые всегда почитались на Руси: это священник, врач и учитель. Потому и говорят чаще всего, что настоящих Учителей, Врачей и Священников всегда единицы.
 
  Отец Александр относился к людям, которых иногда образно называют «штучным товаром». 
Он был не просто известным священнослужителем, богословом, миссионером, лектором, писателем и философом. Он был врачевателем душ человеческих. Но самое главное – он был выдающимся мыслителем своего времени, яркой звездой светившим людям в царстве беспросветного атеизма советского времени. Словно магнит, притягивал он к себе подобные величины. Известно, что среди духовных детей отца Александра были много советских диссидентов. Не будет преувеличением сказать, что Александр Мень входил в четвёрку самых, как сейчас сказали бы, «продвинутых» личностей советской эпохи: Дмитрий Лихачёв, Александр Солженицын, Андрей Сахаров и Александр Мень – именно эти четыре человека, столь разные и абсолютно не похожие друг на друга, посвятили свою жизнь тому, чтобы сознание советских людей стало раскрепощённым, свободным от застывших коммунистических стереотипов. И главное – чтобы люди перестали бояться. Один культуролог как-то сказал, что отец Александр занимался «расцементированием мозгов», которые у подавляющего большинства людей были зажаты почти полностью изжившей себя к тому времени советской идеологией.


  Отец Александр показал, на что способна светлая человеческая Мысль, сопряжённая с добрыми помыслами и силой Духа. Он отдал себя людям всего до конца. Бесконечно любил Бога и людей. Верил в человека. Был умным, тонким, понимающим священником, настоящим врачевателем человеческих душ. Очень тянулся к детям, а они тянулись к нему. Любил и тонко чувствовал простую русскую природу. Отменно знал литературу, сам писал стихи, много рисовал (в мемориальном музее отца Александра сохранились детские рисунки юного Алика), прекрасно разбирался в музыке.


  Он был Правдолюбцем. И нетерпимо относился ко всякой лжи и фальши. Поэтому и бросил вызов советской атеистической машине, нещадно перемалывающей человеческие души. И когда, с началом Перестройки, отец Александр стал «выходить в народ» — выступать по телевидению, читать лекции — стало ясно: засилью коммунистической идеологии в нашей стране скоро придёт конец.


  Этого ему не простили. Ранним утром 9 сентября 1990 года Александр Мень, как обычно, шёл на утреннюю службу. Недалеко от своего дома в подмосковном Загорске (ныне Сергиев Посад) он был убит ударом топора. Убит по дороге в храм.
Похоронен отец Александр был 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи, рядом с церковью в городе Пушкино, где он служил 20 лет.


 

Павел Сдобнов

 Протоиерей Александр (Мень)

ПРИЧАСТИЕ ПОСЛЕ ЛЕДЯНОЙ КУПЕЛИ

На первой седмице Великого Поста мы, первокурсники педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, во главе с его деканом (а по совместительству, еще и игуменом Троице-Сергиевой Лавры) отцом Киприаном совершили подвижническую поездку в Дивеево. Впечатления остались незабываемые… Впрочем, все с самого начала…  

… Едем… Скорее бы уже… Петушки… Покровское… Владимир… Вот Муром: заехали и поклонились честным мощам Петра и Февронии… Кулебаки…

Но вот, кажется, и доехали… Теперь все на службу… Канон Андрея Критского… Народу – тьма тьмущая!!! Даже в притвор еле протиснулись. Хорошо, что микрофоны в Дивеево есть: весь ход службы прекрасно слышен, можно молиться вместе со всеми…

Гостиница, дом Мухолтова, впечатляет: длиннющий двухэтажный дом, но нам выделили только нижний этаж. Девочки – налево, мальчики – направо…  Правильно! – Меньше искушений…

…Подъем в шесть, но я, в силу давней привычки, встаю в пять: хочу еще помыться, пока все спят… Опять служба, после – трапеза, где отец Киприан благословляет всех (!!!) окунаться в источник, причем в обязательном порядке… Мне, конечно, посчастливилось и раньше купаться в этих источниках, но чтобы одному… но чтобы зимой…

Вечер… Опять Канон Андрея Критского… После – все в гостиницу, но Анатолий решает последовать благословлению и окунуться, хотя уже десятый час, и темно… Пришел довольный и счастливый: купался в источнике святого Пантелеймона, говорит, только залезть сложно, потому что лед, а вода там – молоко парное… В общем уговорил: мы с Ванькой тоже идем окунаться. Пришли: светлая избенка, конечно, холодно, но что делать? – раздеваемся. Я первый, Ванька после… Босыми пятками по льду… Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь… Первый… Второй… Третий… Не соврал Анатолий: вода, особенно после льда, действительно как парное молоко, даже вылезать неохота… Вылез, надо скорее одеваться, не то враз заболею… Удивительно, как до сих пор не заболел: в Москве эпидемия гриппа, школы позакрывали, даже отец мой слег (а уж на что здоровый мужик), а я – нет: видимо, Господь уберег… Спаси меня, Господи, огради меня… Но вот и Ванька окунулся, идем назад… Идем, небо все в звездах, ветра нет, тишина, а внутри, после источника, умиротворяющее тепло, даже хочется расстегнуть куртку, но все же боюсь простыть… По пути в гостиницу встретили остальных: их отец Киприан убедил тоже пойти и все же залезть в воду… У самой гостиницы встречаем самого батюшку, на машине… Еду, говорит, товарищей ваших окунать, а то сами не отважатся… А вы – молодцы! Спаси его Господи…

Следующий день… У меня подъем – в пять утра, даже пораньше… Выхожу из душа – уже очередь: одна из моих одногруппниц, видимо, тоже любит рано вставать… Доброе утро – доброе утро… Как спалось – замечательно… Как сам – да тоже вроде ничего… На службу – в 5.45, мы с Ванькой идем в предрассветной тишине по занесенной ночной метелью тропе, средь сугробов, вслед тающей вдалеке женской фигурке в монашеском одеянии… В храме народу довольно мало (в смысле, из мирян)… Монахини в полутьме служат Полунощницу… Сажусь на скамейку… Монахини – в черных одеждах, видны только лица и кисти рук… Исполняют обряд… Читают… В этом их чтении и движениях угадывается какая-то таинственная музыка, пытаюсь ее запомнить, чтобы потом воплотить в своих песнях… Но вот началась служба… Встаю, подхожу к иконе Богородицы… «Богородице Дево, радуйся…»

Ход службы – не как у нас в обычные дни, причастие будет только в среду и в пятницу. Великие поклоны… Простите меня, люди добрые – и ты нас прости, батюшка… Бог простит… После службы – на канавку, крестным ходом, впереди владыка, монахини, потом миряне… «Богородице Дево…» Пытаюсь не сбиться со счета… Потом в храме приложились к иконе «Умиление»…

  Трапеза… Отец Киприан  объясняет всем план-график на сегодня… Молимся… Игорь Павлович читает жизнеописание преподобного Тихона… После – послушание, в силу своей инвалидности опять пытаюсь откосить от уборки снега, но в итоге ничего не выходит: убираем тот же снег, только около парников. Давно уже так не уставал: все тело болит, как после двух часов качалки… Небольшой перерыв, восстановление сил… Канон Андрея Критского, вечерня… Ужин, Игорь Павлович дочитывает житие Тихона… Снова идем окунаться: на этот раз в обществе Анатолия, Сергея и Григория - в источник Казанской иконы Божьей Матери…

Сначала входим мы с Анатолием. Снег по углам… Замечательно… В конце концов, трудности только для того, чтобы их преодолевать! Сперва лезет Анатолий, я же пою                «Богородице, Дево…» Ну, вроде окунулся, выходит… Теперь моя очередь… Босыми пятками… Но льда нету… Странно, тут что, никто ни купается? Лезу в воду… Холодная, но терпеть можно… В конце концов, сам поехал – теперь не обессудь… Во Имя Отца и Сына и Святого Духа Аминь… Дыхание перехватило… но уже не страшно, летом уже окунался неоднократно… ну, вроде все… стиснув зубы от боли в мышцах… «врешь, не возьмешь…!»… В купальню входят Сергей с Григорием… Я, уже смеясь, одеваюсь, подбадриваю их…

Назавтра  - целый день молились: сначала утренняя служба, потом завтрак, потом экскурсия по монастырю… Слезы… Соборование, стоим до конца, все три с половиной часа… Канон… Вечерняя… Ужин: наедаюсь так, что понимаю: сегодня купаться уже не буду…

Последний день пребывания… Встал в пять, но некоторые уже были на ногах – куда-то собирались... А ты, Паша, с нами поедешь? -  Поеду… Правда, думаю, не знаю, куда… сажусь в автобус, тут отец Киприан объявляет, что едем окунаться в источник батюшки Серафима… Здорово!!! Значит, правильно вчера не купался: третий раз окунусь у самого Серафима… Наконец приехали, времени уже шесть утра, мы с Анатолием первые… Батюшка с улыбкой сообщает, что температура за бортом минус 15, так что надо решиться… А тут и решаться нечего: приехал – так окунайся, а то нечего место занимать! Заходим… Купальня – смех один, кругом щели, лед на полу толщиной сантиметров пять, наверное… Раздеваемся… Как обычно, первый – Анатолий, за ним я… Раздеваюсь сам… Холодно, очень холодно… Анатолий лезет в воду… Во Имя… Я пою Богородицу… Вылез, теперь моя очередь… По льду босиком… Медленно, чтобы не поскользнуться… Как же больно… Вода… Холодрыга, аж…  Залез по колено – ноги свело, стало еще больнее… Но поворачивать – смысла уже нет, если помру, то пускай голышом в воде… Хотя не должен… Вроде… Во Имя… Погружаюсь… Как же все-таки холодно! Еще раз… Еще раз… Все, теперь уже можно… Все еще не веря, что окунулся, и при этом живой, захожусь счастливым плачем на плече у Анатолия! Скорее одеваться!!! Минус 15 – это не шутка! Никаких сидений тут нет – в этом вся сложность… К тому же, инвалид еще… Одеваюсь, стоя на льду… В это время по всему тему разливается неимоверное тепло, жар идет прямо из костей… Стою на льду, но мне совсем не холодно – мне жарко!!! Хочется взять свою одежу, и пойти так, в чем мать родила… В минус пятнадцать… Одеться, тем не менее, без Анатолия не представляется возможным… Поклон ему до земли! Все же оделся... Бегом в автобус! Сажусь, не могу успокоиться от переполняющего меня счастья! Смог!!! Сделал!!! Преодолел его!!! В минус пятнадцать… Босиком… По льду… 

А после омовения, как финальный аккорд – причастие!!! Я встал в очередь к самому владыке, своей могучей фигурой возвышающегося надо всеми… Подхожу к нему… Во лжице в темно-багровой лужице крови лежит белесый кусочек… Зажмуриваю, что есть силы, глаза… На вкус – хлеб с вином, но все же… причастие… Поворачиваюсь, и как будто Светлый Ангел берет меня  на руки: не чувствую своих ног, иду сквозь толпу… Вот оно!!! Свершилось!!!

ПАВЕЛ КОЧНЕВ