vkontakte FB

Рейтинг@Mail.ru

 

Продолжение. Беседы 3-5

Беседа третья

Диагностика наличия у детей речевых нарушений, мешающих успеваемости в школе

Литературный коллайдер: Во-первых, хотелось бы выяснить, как определить, что именно речевые нарушения мешают успеваемости в школе?

Овик Налбандян:  Существуют многочисленные статистические исследования, которые показывают существенное влияние речевых нарушений на успешность обучения в школе. Однако, успешному обучению в школе могут препятствовать и другие трудности, такие как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение физического слуха, слабое зрение и многие другие факторы, поэтому диагностика ребенка должна быть детальной и всесторонней.

ЛитераК: Но если практически половина детей нуждается в коррекции, то диагностика крайне важна?

О.Налбандян: Да, массовая диагностика необходима для детей старшего дошкольного возраста и для учащихся начальной школы. Ведь чем раньше будут приняты меры по коррекции, тем до более высокого уровня развития удастся довести ребенка.  Результатом диагностики  должно стать детальное заключение по каждому ребёнку.  Однако  это трудноосуществимо по вышеизложенным причинам. В связи с этим мы и хотели бы предложить собственное решение этой проблемы.

ЛитераК: Какое?

О.Налбандян: Научно-исследовательским центром речевых технологий совместно с образовательной организацией «Логотех» разработана Информационная система «Речевые технологии», позволяющая провести эту массовую диагностику речевых нарушений у детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы, с формированием детального заключения по каждому ребенку. В разработке системы принимали участие специалисты из различных областей педагогики и психологии. Её содержание соответствует современному уровню коррекционной педагогики.

ЛитераК: Каково мнение специалистов в области педагогики и специальной педагогики о Вашей программе?

Виктория Борисова: Информационная система «Речевые технологии» сертифицирована  Российской академией образования, Институтом информатизации образования  в качестве прикладного программного средства и системы автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса для детей дошкольного и школьного возраста (Сертификат № АПИК.RU.04 АО.С.00028).

ЛитераК: Многие специалисты пользуются для диагностики  небольшими проверенными тестами, созданными более полувека назад. Ходит слух, что дети выучивают правильные ответы наизусть, когда их в третий раз спрашивают одно и то же.

В.Борисова: Наша система базируется на интерактивном взаимодействии ребенка с базой, содержащей более 20000 диагностических заданий. Вероятность столкнуться с тем же заданием ничтожно мала.

ЛитераК: Откуда же у Вас возьмется необходимое количество специалистов для диагностики?

В.Борисова: Большого количества не потребуется. Это же компьютерная программа, адаптированная к тому, что ребенок может тестироваться, а позже и получать коррекционные занятия самостоятельно, лишь имея под рукой компьютер. Для работы с готовой компьютерной программой требуется минимальное количество специалистов.

ЛитераК: Что даст для ребёнка прохождение им  этой диагностики?

О.Налбандян: Программное обеспечение системы позволяет по результатам взаимодействия ребенка с диагностическим заданиями выявить характерную симптоматику нарушений ребенка в различных разделах логопедии: фонетико-фонематическоге недоразвитие,  дисграфия,  дислексия и общее недоразвитие речи. Статистический анализ результатов каждого ребенка позволяет определить нарушения, ответственные за выявленную симптоматику, и сформировать заключение с указанием характера и уровня выявленных нарушений.

ЛитераК: Чем  может помочь подобное заключение?

О.Налбандян:  Заключения помогут родителям и педагогам в понимании источника проблем ребенка, в формировании адекватного отношения к этой проблеме и к этому ребёнку. Результаты диагностики необходимы также специалистам-логопедам для определения оптимальной методики и способов коррекционной работы с каждым ребенком конкретно.

ЛитераК: Значит после диагностики Ваша программа сможет помочь всем этим детям учиться без проблем?

О.Налбандян: Не всем, конечно, но большинству. Не секрет, что не все нарушения могут быть скорректированы или скомпенсированы дистантной программой или групповыми занятиями коррекционного сопровождения. Многие нарушения, в частности, нарушения произносительной стороны речи, а также нарушения, связанные с достаточно серьёзными органическими поражениями мозга, со значительным его недоразвитием, требуют непосредственного контакта ребенка со специалистом соответствующего профиля. Но, к счастью, подавляющее количество детей в массовой школе имеет хоть и множественные, но лёгкие отклонения в развитии. Ликвидацией этих проблем и призвана заниматься наша программа.


Беседа четвертая

Пути коррекции у детей речевых нарушений, мешающих успеваемости в школе

ЛитераК: Итак, у ребёнка диагностировали наличие речевых нарушений, мешающих школьной успеваемости. Что делать?

Овик Налбандян: Вспомните о тревожности и агрессии этих детей, возрастающей от невозможности быстро решить их проблему с обучением. Помните, что в первую очередь, надо всеми силами сохранить психическое здоровье детей.

ЛитераК: Но как помочь? Как наилучшим образом организовать коррекционную работу?

О.Налбандян: Несомненно, оптимальной является коррекционная работа при непосредственном контакте ребенка со специалистом в области нарушения ребенка. Если родителям удается найти хорошего профильного специалиста, организовать регулярное посещение ребенком коррекционных занятий (а дети часто болеют) и изыскать в семейном бюджете средства для оплаты труда такого специалиста, то можно рассчитывать на заметные результаты. Однако в силу массовости речевых нарушений у детей невозможно обеспечить специалистами соответствующего профиля сколь-либо заметную часть контингента детей, нуждающихся в коррекционной помощи. При индивидуальной форме коррекционных занятий количество логопедов должно существенно превышать количество педагогов начальной школы.

ЛитераК: И как по-Вашему могла бы разрешиться проблема нехватки специалистов для проведения занятий со всеми нуждающимися?

О.Налбандян: При таком массовом спросе на занятия, нам кажется, оптимальной базой для коррекционной работы могла бы стать общеобразовательная школа, обладающая потенциалом для организации  этих коррекционных занятий регулярно. Необходимо введение в расписание школьных занятий ежедневных уроков речевых технологий с объединением детей в группы по признаку ведущего речевого нарушения. Групповая форма занятий по специальной программе, соответствующей ведущему нарушению, потребует привлечения меньшего количества специалистов по речи. Однако даже это необходимое количество специалистов для коррекционной работы в школе может быть мобилизовано лишь в крупных городах с многолетними традициями подготовки специалистов-логопедов.

ЛитераК: То есть мы снова вернулись к дорогим индивидуальным занятиям?

О.Налбандян: Ну почему же?..  Проблема коррекционной помощи учащимся начальной школы может быть решена с использованием нашей Информационной системы «Речевые технологии», размещенной на сайте logo-tech.ru.

ЛитераК: Как же организуются коррекционные занятия по Вашей системе?

Виктория Борисова: Так же как и диагностика. Компьютерная программа коррекционного сопровождения обучения детей в начальной школе базируется на дистантном интерактивном взаимодействии ребенка с системой, содержащей комплекс коррекционных заданий по различным направлениям коррекционной педагогики.

ЛитераК: Какие именно направления коррекционной работы охвачены  этой программой?

В.Борисова: Это коррекция и компенсаторное развитие фонетико-фонематических нарушений. Это преодоление дисграфии и дислексии. Это коррекция общего недоразвития речи. А также задания, направленные на тренировку  памяти, внимания, восприятия и особое важное место выделяется работе над  словесно-логическим мышлением.

ЛитераК: И как много времени ребёнок будет проводить у компьютера, работая по этой коррекционной программе?

В.Борисова: Немного. Взаимодействие ребенка организовано в виде компьютерных занятий длительностью до 15 минут, во время которых ему  предъявляются 8 тренировочных и 6 контрольных заданий коррекционной направленности. При этом все результаты ребенка регистрируются и статистически обрабатываются.

ЛитераК: Сейчас появилось много компьютерных программ с развивающими заданиями. В чем отличие Вашей?

О.Налбандян: Исключительной особенностью программы является ее коррекционная направленность, возможность  диагностики и  распределения детей по группам, в зависимости от симптоматики нарушений. По результатам диагностики ребенка по каждому направлению определяется группа симптоматики нарушений ребенка. Он переводится в группу с наиболее эффективной программой коррекции данного нарушения. В результате коррекционной работы с программой, обучения в школе и естественного взросления симптоматика нарушений у ребёнка может изменяться, поэтому ежемесячно проводится перераспределение детей по группам, в зависимости от того, какую симптоматику дают нарушения на данный момент. Эффективность программы коррекционного сопровождения  и обеспечивается именно тем, что по каждому направлению задания подбираются с учетом группы симптоматики нарушений, с учётом класса обучения ребенка и с учётом уровня достижений ребенка.


ЛитераК: Ну что же, на этом мы прервемся. А  подробнее об этой Программе мы сможем узнать в следующий раз.



Беседа пятая

О компьютерной программе коррекционного сопровождения обучения детей в начальной школе

Литературный коллайдер: В одной из прошлых бесед Вы упоминали о создании Информационной системы «Речевые технологии», разработанной Научно-исследовательским центром речевых технологий совместно с образовательной организацией «Логотех». Расскажите о ней подробнее.

Виктория Борисова: Прошу прощения за вынужденный повтор, но я позволю себе кратко напомнить о том, что представляет собой  наша программа. Разрешите?

ЛитераК: Да, конечно.

В.Борисова: Это компьютерная программа  дистантного обучения. Ребенок занимается по ней самостоятельно. Она осуществляет подробную диагностику речевого развития ребенка и диагностику знаний, умений и навыков, необходимых учащемуся для успешного обучения. Затем программа индивидуально каждому в зависимости от результатов диагностики пишет план  коррекции. Внешне же занятия выглядят так: в течение 15 минут учащемуся предлагаются различные задания из разных областей коррекционной педагогики, в зависимости от того, какие пробелы и трудности имеет конкретный ребёнок. База из 20000 заданий (новые в разработке) не только разбита по разделам, но и по уровню сложности, и учитывает  в каком классе учится ребёнок.

ЛитераК: Есть ли какое-нибудь фирменное отличие в подаче заданий?

В.Борисова: Их много. Но наиболее важны некоторые. Во-первых, формулировки всех заданий программы представлены в виде аудиозаписей и должны восприниматься ребенком на слух. То есть речевое внимание, слухоречевое восприятие тренируется постоянно. Наших детей надо учить «слышать» учителей.

ЛитераК: А во-вторых?

В.Борисова: Во-вторых, это особая подача, направленная на снижение стресогенности. Помните, я говорила, что каждое занятие состоит из 8 тренировочных заданий и 6 заданий контрольного тестирования? Так вот: в процессе тренировки, неверно решенные задания вновь предъявляются ребенку до трех раз. Повтор заданий приводит к существенному снижению стрессогенности занятий и позволяет ребенку безболезненно вести активный поиск верного решения.

 ЛитераК: Как связано снижение стрессогенности с повтором задания?

  В.Борисова: Очень просто. Это позволяет детям совершать ошибки. Делать выводы из полученного опыта, а не просто констатировать, что они ответили неверно. Право совершать ошибки в обучении – эффективный путь избежать этих ошибок в дальнейшем.  Кстати, о совершенной ошибке программа информирует ребенка максимально корректно: мягким звуковым сигналом и доброжелательным смайлом.

ЛитераК: И всё же, чтобы выполнить столько заданий за 15 минут,  ребенку, наверно,  надо очень напрягаться?

Овик Налбандян: Знаете, дети должны учиться ценить время, не расслабленно сидеть часами за уроками, а коротко, но эффективно поработать и идти отдыхать.
Мы продумывали, как переключать ребенка с задания на задание, чтобы он оставался настроенным на работу и в то  же время мог между заданиями, так сказать, «выдохнуть». Временной интервал между заданиями заполнен мелодичными музыкальными паузами, позволяющими ребенку отдохнуть перед новым заданием и, вместе с тем, сохранить внимание и готовность к вербальному восприятию. При этом музыкальная пауза одновременно является и поощрением за верно пройденное задание.

ЛитераК: Это всё замечательно. Но мне кажутся сомнительными самостоятельные занятия ребенка при отсутствии контроля…

О.Налбандян: Отсутствие стоящего рядом надсмотрщиком взрослого – это ещё не отсутствие контроля. Наша программа предусматривает очень высокий уровень контроля над процессом коррекции.  Программа регистрирует результаты каждого ребенка по каждому занятию, по каждой теме, отражает траекторию перехода ребенка на более высокие уровни, причём по каждому из направлений коррекции может быть разный темп перехода на новый уровень. Помимо отчетов по каждому занятию, программой предусмотрено формирование по каждому ребенку  отчетов ежемесячных, позволяющих родителям, педагогам и специалистам в области речевых нарушений непрерывно отслеживать процесс коррекционного сопровождения.

ЛитераК: Как много статистических данных хранит Ваша программа!

О.Налбандян: Не просто хранит, а активно использует их! Наша программа коррекционного сопровождения обучения детей в начальной школе обладает уникальными особенностями и возможностями, основанными на статистическом анализе результатов каждого ребенка.

ЛитераК: И что это за возможности?

О.Налбандян: В программу включена, основанная на статистическом анализе результатов детей, компьютерная технология верификации заданий, позволяющая распределять задания в соответствии с классом обучения ребенка в школе и уровнем его достижений в программе, а также она выявляет и отсеивает некорректные задания. Эта же технология позволяет сертифицировать задания, выявляет адекватность заданий программе коррекционного сопровождения и их эффективность. Иными словами, задание должно быть не только интересным, но и полезным, находящимся в своём разделе коррекционной программы и должно реально помогать преодолеть определенные трудности в обучении.

ЛитераК: Впечатляет.  Мне казалось, что хорошее задание от плохого можно отличить разве что «на глаз». Чем еще будет полезна статистика?

О.Налбандян: Программой предусмотрено распределение детей по группам со схожей симптоматикой нарушений, основываясь на регулярном анализе результатов работы учащихся. Кроме того, в программу включена компьютерная технология подбора для занятий ребенка заданий, наиболее эффективных для группы, к которой относится ребенок.

ЛитераК: Невероятно.  А будущее, случайно, это чудо техники не предсказывает?

 О.Налбандян: Почти… Оно умеет прогнозировать. Основываясь на статистическом анализе результатов различных групп детей, программа позволяет сформировать статистический же прогноз результатов коррекционного сопровождения ребенка, в зависимости от симптоматики нарушений, уровня достижений и класса обучения ребенка в школе.

ЛитераК: Не понимаю, зачем следить за процессом коррекции самому, если Ваша программа так профессионально справляется с этим одна?

О.Налбандян: Не следует забывать, что у детей могут быть такие проблемы, с которыми нельзя справиться без очных индивидуальных занятий напрямую со специалистом, поэтому следует пристально следить за процессом дистантного или группового коррекционного сопровождения и, в случае недостаточной его эффективности, принимать решение о привлечении дополнительных или замещающих методов коррекции.

ЛитераК: Ну что ж, Наличие такой Программы вселяет оптимизм в решении столь масштабной задачи. Большое спасибо за содержательную беседу! Успехов Вам Вашем очень нужном труде.

О.Налбандян: Спасибо  Вам за внимание. Главное -  успехов нашим детям.