vkontakte FB

Рейтинг@Mail.ru

 

Предлагаем вашему вниманию цикл бесед о речевых нарушениях у младших школьников, который будет интересен как специалистам, так и многим родителям.

 

В последние десятилетия количество детей с речевыми нарушениями, препятствующими успешному обучению в начальной школе, стремительно увеличивается. Например, число детей, у которых диагностируются дисграфия или дислексия, превышает 50% от контингента учащихся начальной школы, в то время как лет 50 назад таких детей было не более 5%.

Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках.
   
Дислексия - это специфическое  нарушение процесса обучения чтению при сохранении общей способности к обучению. Проявляется дислексия в стойкой неспособности ребенка овладеть слогослиянием, чтением словами и, как следствие, непониманием прочитанного.

Корреспондент «Литературного коллайдера» встретился с Овиком Гагиковичем Налбандяном, доктором физико-математических наук, директором Центра речевых технологий,

Викторией Валерьевной Борисовой, кандидатом педагогических наук, директором Образовательного учреждения «Логотех»,

Натальей Николаевной Годиной, логопедом высшей категории, и задал им ряд вопросов.



                                                          Беседа первая

    Речевые нарушения, мешающие успеваемости в школе, и «гаджетное развитие»

Литературный коллайдер: Под речевыми нарушениями чаще всего понимают проблемы со звуками, когда дети что-то не могут произнести или произносят какой-то звук искаженно. Как вы полагаете, именно эти нарушения мешают школьной успеваемости?

Виктория Борисова: Нет. Как правило, нарушения звукопроизношения будут   мешать обучению в школе, только если ребенок не выговаривает очень много звуков. Мешают успеваемости речевые нарушения, связанные с низким словарным запасом, с непониманием смысла сложно сконструированных предложений, смысла предлогов, приставок и суффиксов, с неправильным употреблением окончаний слов, с неумением пересказывать. Кроме того, для нормального  обучения чтению и письму нужно чтобы у ребенка не было проблем с фонематическим слухом, анализом и синтезом. Проще говоря,  дети должны отличать на слух схожие звуки, понимать из каких звуков по порядку состоит слово, как обозначить эти звуки буквами и, наоборот, как  из последовательности отдельных звуков, букв, слогов собрать слово. А если взяться за проблему глобально, то надо сказать, что с помощью речи мы думаем. Если низкий уровень речевого развития мешает воспринимать объяснения учителя, понимать текст учебника, делать правильные выводы на основе серии словесных рассуждений, то, безусловно, это будет сильно мешать хорошей успеваемости в школе.
                                            
ЛитераК: Неужели это актуальная проблема? Не припомню, чтобы во времена моего обучения в начальной школе у многих детей были подобные трудности. Скорее, таких учащихся были единицы.

В.Борисова: Да, ситуация сильно изменилась именно в последние десятилетия. Число детей, у которых диагностируются дисграфия (нарушение письма) или дислексия (нарушение чтения), достигло 50% от контингента учащихся начальной школы, в то время как лет 50 назад таких детей было не более 5%.

ЛитераК: То есть сейчас в начальной школе половина детей имеет речевые нарушения, препятствующие их успешному обучению? Какая пугающая статистика! В чём же причины такого роста речевых нарушений?

Наталья Година: Причин множество. Благодаря успехам современной медицины зачинается, вынашивается и рождается много детей, которые раньше не имели бы шанса жить по причине слабого здоровья родителей. Загрязнённость окружающей среды и неправильное питание. Всё это влечёт за собой недоразвитие мозга и множественные мелкие нарушения в его работе. Однако это отнюдь не приговор, а всего лишь затруднение для нормального речевого развития. Определяющей является социальная среда. Вот эта-то среда кардинально изменилась, что и привело к такой печальной статистике.

ЛитераК: В чём заключаются эти негативные для развития речи изменения среды, в которой растут наши дети?

Овик Налбандян: «Гаджетное развитие». Тысячелетиями мышление детей формировалось в условиях получения информации со слуха. В процессе развития ребенок овладевал словом, состоящим из акустических образов (звуков речи), устанавливал связи между словами и предметами, явлениями, понятиями. Развитая речь была основой для вербального мышления. То есть познание и саморазвитие было непосредственно связано с  развитием языковой системы.  Система эта базируется на искусственной кодировке окружающей действительности в ряды звуков и букв. При этом языковая система чрезвычайно сложна, так как включает в себя многочисленные правила склонения, спряжения, обозначения рода, числа, и еще более многочисленные исключения из правил. То есть овладевают дети этой системой долго и трудно.

ЛитераК: Что же изменилось с появлением гаджетов?

О.Налбандян: Они сделали основой получения новой информации зрительное восприятие. Последние десятилетия все большее количество детей вовлечено в виртуальную среду компьютеров и разнообразных гаджетов. Нельзя сказать, что это однозначно плохо.  «Гаджетное развитие» основано на предметном восприятии мира, оно способствует формированию у детей широкой эрудиции, интенсивному обучению законам виртуальной среды. Предметное восприятие окружающей среды естественно для всех представителей животного мира. Для такого восприятия характерна большая интенсивность познавательной  деятельности, быстрое и устойчивое  установления связей между различной информацией, высокая скорость обучения и адаптации к среде. Для человека естественно развитие образного восприятия, основанного на предметном восприятии. Образное восприятие и образное мышление являются необходимой составляющей творческой деятельности человека. Выраженное развитие образного мышления можно отнести к непременному атрибуту талантливости.

ЛитераК: Вас послушать, так гаджеты – это сплошные «плюсы». В чём же их «минусы», их отрицательное воздействие на формирование речи?

О.Налбандян: Яркая, многообразная виртуальная среда поглощает ребенка, оттесняя традиционное вербальное общение. Речь перестает быть важной составляющей детской жизни. Дети не умеют слушать и слышать, не умеют выражать свои мысли и чувства. Именно в вербальное, языковое мышление заложены все необходимые элементы для систематизации и классификации образов и понятий окружающего мира, для формирования логических и причинно-следственных связей. Пространство вербального мышления практически безгранично, оно охватывает все многообразие абстрактных понятий. В то время как, предметное восприятие ограничено, поскольку в нем отсутствуют понятия, не имеющие зрительного образа. Вербальное мышление – это неотъемлемая часть интеллектуального развития и развития духовности.

ЛитераК: Что же происходит с детьми, если их вербальное мышление недостаточно развито?

О.Налбандян: Мы получили поколение функционально слегка глухих, немых, ограниченных, хоть и  талантливых детей. Глубокие чувства и эмоции, не имея зрительного образа, уплощаются, сводятся к «смайлам» и «лайкам». Разносторонние многомерные понятия понимаются примитивно.  Гаджеты не могут донести до детей, что такое совесть, честь, отвага, стыд, самопожертвование или сострадание, а ведь именно эти понятия делают человека Человеком. Очень хочется решить проблему речевых нарушений у детей и подарить им сокровища духовного наследия человечества.


                                                         
                                                         Беседа вторая

         Проблемы в овладении письмом и чтением и последствия этих проблем

Литературный коллайдер: Почему у внешне благополучного ребенка, который неплохо разговаривает, могут возникнуть проблемы с обучением чтению и письму?

Наталья Година: Дело в том, что письменная речь является символической графической записью устной речи, как нотная запись является графической записью музыки, звучащей в голове композитора. Однако если в голове композитора не звучит музыка, а есть лишь зрительный образ черных и белых клавиш, то результат записи будет очень сомнительным.
Зрительное восприятие написанного слова заводит ребенка в тупик. Сколько ни смотреть на слово «мяч», как это слово ни вертеть, этот зрительный портрет никак не ассоциируется с мячом-предметом – ничего круглого и разноцветного. Только прочтение слова по законам символической записи и формирование фонематического образа [мьач] позволяет сформировать образ мяча.

ЛитераК: И что же необходимо для прочтения символической записи?

Н.Година: Овладение связью между внешним образом буквы и звуками, которые с её помощью отображаются, умение различать сходные по начертанию буквы, умение соединить прочтённые изолированные звуки в слова. Иными словами ребенок должен запоминать, сравнивать, осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, сосредотачиваться на сложном зрительном образе. И если это у него не получится, то возникает специфическое нарушение чтения - дислексия.

ЛитераК: А какие сложности «поджидают» ребёнка в процессе овладения письмом?

Н.Година: Возьмём тот же пример со словом «мяч». Уверенное и однозначное овладение ребенком фонематическим образом этого слова позволяет по тем же законам записать это слово, перекодируя [мьач] в «мяч». При этом надо не перепутать сходные внешне буквы «м» и «л», «ч» и «ъ» Процесс освоения письменной речи осложняется свойственными русскому языку несоответствиями между написанием слов буквами и их фонематическим образом, осложняется выраженной ролью ударения, трудностью деления текста на предложения, а предложения на слова. Если нормативной перекодировки в буквенную запись не происходит, то возникает специфическое нарушение письма – дисграфия.

ЛитераК: И все же, какие речевые проблемы наиболее часто приводят к нарушению чтения и письма?

Виктория Борисова: Это фонетико-фонематическое недоразвитие детей. Оно приводит к неумению формировать фонематический образ написанного слова – фонематической дислексии и к неумению записывать графическими символами невнятный фонематический образ – акустической  дисграфии.

ЛитераК: Чем же грозят нарушения чтения и письма школьнику?

В.Борисова: Дисграфия и дислексия приводят к возникновению стойкой и выраженной неуспеваемости по русскому языку, чтению и литературе, проблемам в освоении всех предметов, связанных с необходимостью читать и писать, вторичному интеллектуальному отставанию. Однако наиболее тревожными являются вторичные психологические и поведенческие последствия хронической неуспеваемости детей.

ЛитераК: А можно эту дисграфию и дислексию как-то перетерпеть, перерасти?

В.Борисова: К сожалению, у подавляющего большинства детей эти нарушения без специальной коррекционной работы не проходят и не компенсируются.

ЛитераК: Очень жаль. И как при этом к детям, испытывающим подобные проблемы, относится школа?

Овик Налбандян: Это больной вопрос. Дело в том, что наша школа, при всем богатстве традиций и педагогических технологий, обладает ярко выраженным недостатком – стрессогенностью. Ежедневная проверка знаний, ответы у доски, публичное выставление оценок и недоброжелательное отношения к неуспевающим создают у этих детей негативное отношение к школе. Особенно отчуждает ребенка  непонимание родителями и большинством учителей причин отставания, некорректные обвинения в лености, а порой, даже в тупости.

ЛитераК: Может быть, так и есть?

О.Налбандян: Нет, ленивых детей не бывает! Дети подолгу и с охотой занимаются любым делом, в котором есть реальный успех или субъективное ощущение успеха, публичное признание достижений.  В то же время дети, как и взрослые, избегают деятельности, чреватой неудачами, ощущениями собственной непригодности, публичным порицанием или наказанием. Такая особенность поведения является не только замечательным механизмом развития способностей, но и инстинктивным механизмом сохранения психического здоровья. Попробуйте у дальтоника ежедневно просить красный карандаш и публично оценивать неуспех его действий. Через месяц он будет Вас ненавидеть и избегать, а подобное третирование приведет к нарушению психического равновесия, вплоть до депрессивных состояний.

ЛитераК: Да, вы упомянули о поведенческих отклонениях. Расскажите подробнее.

В.Борисова: Непонимание родителями и педагогами истинных причин неуспеваемости ребенка, неадекватные и некорректные порицания приводят этих детей к тревожности и агрессивности. У таких детей снижается самооценка, возникает психологической неустойчивость, неприятие  школы и школьного сообщества. Хотя правильнее было бы сказать, что это школа и школьники первыми отвергают, не принимают «злостных двоечников». В конечном счете часто это приводит к асоциальному поведению. По исследованиям американских ученых до 80% малолетних преступников страдают нарушениями чтения и письма, то есть наличие этого речевого нарушения в 6 раз повышает вероятность асоциального поведения детей.

ЛитераК: Ваши слова действительно убеждают в том, что пускать на самотёк сложности в овладении письмом и чтением не стоит. Ими, несомненно, необходимо заниматься. Об этом мы и поговорим с Вами в следующий раз.