vkontakte FB

Рейтинг@Mail.ru

 
afisha-msk.ru

Эрнст Неизвестный вернулся в Манеж

 11

  5 января в честь 90-летия Эрнста Неизвестного,советского  скульптора, эмигрировавшего в Америку, открылась выставка «Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж». Редакция газеты «Русская Березка» не смогла оставить без внимания такое знаменательное и неординарное событие. 

  Ведь скульптор, художник и философ Эрнст Иосифович Неизвестный - уникальная творческая личность с непростой судьбой. В СССР Неизвестный получил классическое художественное образование и уже в юности был отмечен на Всесоюзных конкурсах детского творчества. Но Великая Отечественная Война прервала деятельность скульптора: он ушёл добровольцем защищать  Родину.  В 1962 году после нашумевшей выставки "30 лет МОСХ" в Центральном Манеже, произведения которой подверг жесткой критике Никита Хрущев, Неизвестный стал одной из самых заметных фигур в художественной жизни страны. Работы молодых художников, особенно скульпторов, вызвали резкое неприятие у главы СССР, которое он обрушил на Эрнста Неизвестного, схлестнувшись с ним в грозном споре.  Эта роковая встреча в Манеже стала началом конфликта скульптора с властью, который закончился его вынужденной эмиграцией в 1976 году. Вдали от Родины Неизвестный продолжил поиск новых художественных средств самовыражения и создал множество шедевров.  Тем не менее, именно Неизвестный по просьбе родственников Хрущева сделал его надгробный памятник на Новодевичьем кладбище.  Хрущев в итоге признал,что был не прав и указал Неизвестного в своем завещании.

1

Зрители смогли увидеть более ста работ мастера из собрания представителя Неизвестного
в России, коллекционера Феликса Комарова.

2

Феликс Комаров – российский бизнесмен,один из крупнейших общественных деятелей, коллекционер и филантроп, вице-президент ТСПХ России.Феликс Комаров ведет активную просветительскую и общественную деятельность. Является членом Попечительского совета Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского и Фонда содействия сохранению культурного, исторического и духовного наследия им. преподобного Андрея Рублева.

  «Эрнст и есть кентавр, он действительно такой мужчина, необыкновенно талантливый»- считает Феликс Романович.

3. Коллекционер и скульптор. Феликс Романо и Григорий Потоцкий
Коллекционер и скульптор. Феликс Комаров и Григорий Потоцкий

 Среди вышеупомянутых более сотни работ мастера, свыше двух десятков скульптур 1960-2000-х годов, в том числе монументальные работы, которых практически нет в частных собраниях из-за сложности хранения. На выставке, в частности,  представлены два вида работы "Орфей", один из вариантов "Кентавра", скульптура "Новая статуя Свободы", которая планировалась к установке на острове Тайвань, а также символизирующая образ средневекового воина работа "Бертран де Борн" и скульптурные портреты.

 

4

 Эти произведения дополнили более полусотни живописных холстов и 60 графических работ художника - рисунки, гравюры, литографии.
56  
В 1970-х скульптор эмигрировал в США, где и живет в настоящее время. В Москве в 2004 году в одном из торгово-развлекательных центров была установлена его работа "Древо жизни", судьба которой решается в настоящее время - не исключено, что она может быть передана в один из музеев.
7 8
9 10

К выставке "Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж" издан каталог с иллюстрациями всех
представленных произведений. Одновременно с выставкой Неизвестного в центральном
 Манеже
Феликс Комаров открыл 
 выставку RussianWorldGalleryi, на которой были представлены избранные
произведения из его собрания современного искусства. Выставочный проект 
носит название
одноименной художественной галереи, созданной коллекционером в 90-е годы в США
и давшей начало его собранию.

11 12. Удилён. Изестный скульптор при згляде на бюст соего друга коллекционера
- Удивлён! Известный скульптор при взгляде на бюст своего друга -  коллекционера

Осталось добавить, что выставка продлится до 9 февраля с.г.

Ингрид Ким

 

 О Караваджо и последователях

 

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина». Этот проект продолжил предыдущую выставку произведений великого итальянского мастера Микеланджело Меризи да Караваджо из музеев Италии, прошедшую в Музее в конце 2011 – начале 2012 гг.
       Фонд Роберто Лонги хранит уникальную и тщательно составленную коллекцию произведений итальянской и западноевропейской живописи разных периодов. Главным объектом изучения для основателя коллекции всегда оставался Караваджо, которого он вернул из забвения многолетними исследованиями и атрибуциями.  Благодаря Лонги картины Караваджо увидели свет спустя многие годы.  Коллекцию выдающегося историка искусства, которую он собирал с 1916 года и которая охватывает итальянское и европейское искусство XIV–ХХ вв., часто показывают в Италии и крупных музеях по всему миру.

 

Выставку открывали: Президент Фонда Лонги Мина Грегори, Министр-советник посольства Италии в Москве Микеле Томмази, Заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец, представитель Министерства Культуры РФ Владимир Аристархов, Президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, Генеральный директор ГМИИ Марина Лошак, кураторы Мария-Кристина Бандера и Виктория Маркова.

В экспозиции представлена знаменитая работа мастера «Мальчик, укушенный ящерицей» и 50 полотен ведущих западноевропейских художников XVII–XVIII вв., отразивших в своем творчестве влияние Караваджо. Проект уникален тем, что на равных в нем представлены работы из собрания итальянского Фонда Роберто Лонги (30 картин)  и произведения из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (20 полотен).

Первоначально предполагалось показать только караваджистов из Фонда Роберто Лонги. Однако в ходе подготовки московской экспозиции было решено объединить картины из итальянского собрания с картинами из фондов ГМИИ, с целью предоставить зрителю редкую возможность сравнивать работы одних и тех же мастеров, созданные в разные периоды или разные по тематике.

 Президент Фонда Мина Грегори подчеркнула, что Роберто Лонги - человек, который открыл Караваджо для всего современного искусства.  Мария-Кристина Бандера в интервью сказала, что коллекция Фонда Роберто Лонги публично не выставляется.  Она хранится во Флоренции на вилле, ранее принадлежавшей собирателю.  Работать в Фонде по специальной заявке могут только исследователи.  Выставки такого масштаба - большая редкость.  Куратор выразила надежду на перспективное сотрудничество с Фондом Лонги других крупнейших музеев России.

Главным в экспозиции является знаменитое полотно «Мальчик, укушенный ящерицей» (1594), относящееся к раннему периоду творчества Караваджо.  На выставке представлен почти весь спектр мастеров, относимых исследователями к караваджистам. Это и прямые последователи Караваджо - Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Анджело Карозелли, и  академисты, опосредованно испытавшие его влияние, такие как Гвидо Рени или Джованни Ланфранко. Своего рода сюрпризом для посетителей выставки стала большая алтарная композиция Джованни Бальоне, приобретенная для собрания ГМИИ в конце 2014 г.

Из Фонда Лонги привезли пять апостолов XVII в. кисти Риберы, в сильной мере испытавшего влияние Караваджо.  Хусепе Рибера создал серию – «Апостолы и Спаситель». Пять находятся в Фонде Лонги, одна – в ГМИИ. При этом на выставке две коллекции разделены, каждая представлена в своем пространстве.

"Караваджизм — это искусство интернациональное. Впервые в истории искусства сложилась ситуация, когда какая-то страна становилась образцом для всей Европы", - подчеркнула куратор Виктория Маркова, - «Италия помогла каждой национальной школе обрести свой новый язык.  Живопись Караваджо была стимулом, а дальше каждый художник шел своим путем».   Примечательно, что караваджизм как направление был популярен в гораздо более холодных странах, таких как Голландия или Фландрия, среди представителей этой ветви последователей Караваджо - Хендрик Тербрюгген, Маттиас Стомер, Герард ван Хонтхорст и другие.

К выставке "Караваджо и последователи", которая продолжит свою работу до 10 января 2016 г., подготовлена специальная образовательная программа.  Музей надеется, что выставка станет «гвоздем сезона» и продолжит традиции предыдущих десятилетий, когда вся культурная Москва выстраивалась в очереди, чтобы посмотреть шедевры иностранных мастеров и приобщиться к великому и прекрасному.

 

                                                                                                       Юлия Шапченко,

                                                                                                 фото автора