vkontakte FB

Рейтинг@Mail.ru

 
afisha-msk.ru

Вера Линькова

Письма на камнях

 

 

      Бесов Нос. Анна Матасова. Фото Елены Усачевой.

 

… У Величия и Благородства есть своё особое зрение: оно пропускает мимо всё мелкое и незначительное, но любую малость прекрасного не оставит за пределами своего внимания.

    Может быть, эту основную мысль заключал в себе древний наскальный петроглиф? Первобытный человек по-своему заботился о настоящем и будущем. Лоси…  птицы… охотники… Олени… Рыбы…

      Человек рассказывал о дарах земли, сопряжённых с его существованием. И если он шёл на охоту и убивал лося, то это не из-за охотничьего азарта, а потому что мясо ему не купить в супермаркете. Он ловил рыбу, но никогда не убивал её тротилом, не травил нефтью, отбросами промышленного производства и стоками канализации. Он знал, что существует в этом мире, именно благодаря щедротам божественной природы. А по сему готов был её бережно хранить и рассказывать о ней потомкам…

     Эта ли мысль привела писателя-фантаста Владимира Софиенко к созданию современного литературного конвента под названием «Петроглиф», или какая другая, неизвестно. Да и не суть важно. Важно, что идея родилась и осуществилась!

 

В РЕАЛЬНОСТИ ЖИВЫХ ЭМОЦИЙ

 

… Когда близ посёлка Мейери под Сортавала вдруг возник  палаточный городок, местные жители необычайно удивились. Ещё бы! Для сельчан любой приезд художников или писателей – это целое событие! А тут – нечто вообще необыкновенное с загадочным названием: «Международный летний конвент молодых авторов, пишущих о Севере», а рядом – ещё и «Международный молодёжный эколого-туристический конвент»! «Петроглиф» и «ЭкоЛадога»! Жителей посёлка это событие всколыхнуло. Кто-то потянулся за знаниями, кто-то – просто помогать по хозяйству и рассказывать о здешней жизни, местных обычаях. Надо ли говорить, насколько важно это общение и для самих писателей , и для учёных!

 

     На берегу Ладоги, среди просторного поля, переполненные эмоциями детских восторгов, они радовались и свежескошенному сену, и запахам разнотравья, и соснам на скалистой горушке, и этому блаженному погружению в девственную природу… Словно душа человеческая , вырвавшись из города, вернулась в свою первозданную атмосферу, слилась с ней и стала частью одаренного солнцем поля, высокого неба, и тверди камня, и лёгкости воды… Такая вот не предметная, а именно духовная реальность… Реальность живых эмоций, которых порою так не хватает современным писателям.

 

СРОДНИТЬСЯ С ТЕМОЙ СЕВЕРА

 Владимир Софиенко - организатор конвента «Петроглиф». Сайт конвента «Петроглиф»: http://petroglitkon.ru/

   

Не случайно, автор идеи и создатель самого литературного конвента, писатель, блоггер, публицист  Владимир Софиенко так и обозначил задачу:

« Привлечь внимание молодых авторов, редакторов, писателей, издателей к теме Севера, его литературному и культурному наследию, богатству природы»

    - Писать о Севере, - рассказывает он в своём блоге, - всегда непросто. Писать о Русском Севере сложно вдвойне. Может, потому, что здесь проходит посконный русский разлом. Север всегда притягивал людей крепких духом, вольных мыслями, сильных верой. Здесь пересекались торговые пути карелов и разбойничьи тропы викингов, здесь прятали по скитам веру старообрядцы, а святые старцы обращали в православие шаманов... Эта земля полнится рунами Калевалы, помнит первопроходцев Арктики, ужасы Гулага. Здесь, на самом её краю, у берегов Ледовитого океана в непригодных для жизни условиях веками ковался характер поморов и саамов. Не каждому дано понять суровую красоту Севера, его первозданную силу. Но и Север не всякого примет…

    Да, Север примет не всякого, и потому на конвенте было важно собрать людей талантливых, духовно одарённых, показать им те редкие, загадочные места Карелии, о которых большинству людей  мало что известно. Именно показать и помочь сделать своё собственное открытие. А дальше – каждый, желающий увидеть – увидит своё. И каждый желающий услышать –  услышит своё, в зависимости от меры собственного интеллекта и внутренней культуры.

 

 Фото Олега Кожина

 

ТАК ЧТО ЖЕ ЕСТЬ «СЕРДОБОЛЬ»?

 

   В обычной жизни для первого знакомства людям достаточно назвать своё имя. На конвенте понятие знакомства – это обмен мозаикой своего духовного мира, сферой интересов, творческого самовыражения, глубиной осмысления литературных и жизненных процессов.

 

Сайт альманаха «Сердоболь»: http://serdobol.sortavala.info/

 

Вот на площадке «Петроглифа» презентация регионального историко-литературного альманаха «Сердоболь». О  том, что такое «Сердоболь», даже в  литературной среде самой Карелии, далеко не все знают.

  Оказывается, Альманах «Сердоболь» - первый в истории Северного Приладожья независимый журнал. Сначала это был клуб «Сердобольный гражданин», созданный по инициативе горожанина Виталия Олеговича Рыстова. Люди города объединились для того, чтобы защищать и охранять памятники истории и архитектуры  Сортавала. В 2007-ом году Рыстову и сотруднику музея Северного Приладожья Игорю Викторовичу Борисову пришла идея опубликовать результаты деятельности этого клуба. Так был создан альманах «Сердоболь». В 2010 году журнал вошёл в число лучших краеведческих изданий России и получил почётный диплом Фонда Д.С.Лихачёва.

   Познавательно? И не только! Ведь памятников истории и архитектуры не только в Сортавала, а на территории всей Карелии предостаточно! И сколько их по всей России! А памятников заповедной природы сколько! Стареют они, разрушаются. Кто охраняет их в реальности – неизвестно. Люди, глядя на этот скорбный процесс запустения, лишь вздыхают и разводят руками: «Никому ничего не надо!..» Как же никому?! Вот  живой пример клуба «Сердобольных граждан», о чём и рассказывает Альманах «Сердоболь».

Об этом и поведала всем собравшимся Светлана Махохей.

 

В МИР ТОНКИХ ОЩУЩЕНИЙ ЧЕРЕЗ «Северное сияние»»

 Яна Жемойтелите. Фото Олега Кожина

 

   … Посидев на душистом сене и вдохнув в себя облака, Яна стала делиться с  участниками «Петроглифа» своими мыслями и чувствами…

   Знакомство с Яной Жемойтелите проходило через мир тонких ощущений. Яна – председатель Союза молодых писателей Карелии, директор издательства «Северное сияние», создатель  молодёжного философского клуба имени Н. Фёдорова. Она хорошо понимает, как   молодёжь, живущая в сложном и многогранном мире, где темпы роста технического прогресса преобладают над ростом духовного сознания, часто теряет ориентир в выборе духовных ценностей.

   На «Петроглифе» Яна Жемойтелите показала пример яркого и оригинального мышления. Её дискуссия  о современной литературе «От жанра исповеди 19 века, где человек судит себя сам, до социалистического реализма», у многих слушателей вызвала далеко не однозначное восприятие. Широкий спектр литературных и философских познаний позволил Яне Леонардовне открыть несколько неожиданные сентенции. Вот, кто бы подумал, что всем известное произведение Островского «Как закалялась сталь» с точки зрения китайцев – произведение религиозное, потому что в нём присутствует тема самопожертвования!

 В рассуждениях о том, что такое хорошая книга, Яна обратила внимание всех на книгу Роя Якобсена "Ангел зимней войны», где героем является простой человек, которому не свойственно делить людей на своих и чужих. Он помогает всем, потому что все – это прежде всего – люди! И если человеку холодно, то ему надо помочь согреться. И если человек голодный, то его надо накормить…

… А порой бывает очень важно - ищущей душе вовремя открыть чьё-то несправедливо уходящее в забвение имя. Так Яна в своей монограмме «Соната звёзд», которая вышла отдельной книгой, как бы заново высветила имя литовского художника и музыканта Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875-1911). Его картины нежны, фантастичны и, словно пропитаны таинственным светом чего-то манящего и непознанного. Его музыкальные фуги так же загадочны, как и сюжеты его живописных произведений. Он такая же знаковая фигура русского Серебряного века, как Блок или Бальмонт. «Более того, - считает Яна, - Чюрлёниса с полным правом можно отнести к русским космистам»

   Деятельность Яны Жемойтелите можно назвать ярким  примером того, в каком направлении надо работать с молодыми литераторами и какую духовную пищу им преподносить… Возможно, кто-то из них, сформировавшись и созрев, оставит свой петроглиф в сокровищнице мировой литературы на память потомкам.

 

Настольные игры исчезнувших цивилизаций

  

Писатель Дмитрий Скирюк.

 

   … А  это было чем-то вообще неожиданным. За длинным столом под крытым тентом, на фоне уходящего дня, все участники  конвента вдруг ощутили себя детьми древних исчезнувших цивилизаций. Современному человеку даже и не снились такие игры, в которые предлагал им поиграть писатель-фантаст из Перми Дмитрий Скирюк.

   Из каких только  источников «выкапывал» он эти игры! Изучал их правила, вручную, по станинным образцам воспроизводил все детали, выпиливал и расписывал игровые доски, вытачивал палочки, выкатывал шарики, вникал в смысл и суть! И теперь, даже трудно себе представить, как оно может быть, когда и тех цивилизаций давно нет, а игры – вот они, за столом, среди современных людей.

    Не даром – фантаст! Лауреат премий фестивалей «Звёздный мост» и «Залантион». Автор фантастических книг: «Блюз чёрной собаки», «Королевский гамбит» и ещё многих других. Вот как загадочно выглядит аннотация в онлайне к его книге «Драконовы сны»:

«Есть город возле моря, где сходятся дороги. Есть мальчик и его ручной дракон. Есть старые друзья и новые враги. И есть еще странная игра, которая способна завязать узлом судьбу любого, кто окажется поблизости. И ничего не остается, кроме как признать, что тем, кто жаждет мира и покоя, всегда назначено Судьбой жить в «интересные времена».

Причудливый, философский, грустный и насмешливый одновременно, второй роман о травнике Жуге, знакомом по книге «Осенний лис», завораживает своим отточенным слогом, мягким юмором и чередой узнаваемых образов. Не заигрывая, не глядя свысока, автор уведет вас на край Земли, а после приведет обратно (если захотите). Каков он, мир в преддверии перемен? Дмитрий Скирюк расскажет вам об этом!»

   Но об этом – в книгах, которые еще предстоит прочитать. А по-настоящему странные игры, словно из раскопок ушедших в небытиё времён, здесь и сейчас! Разве это не чудо!?

    Разве не чудо, среди раздолья карельской природы вникнуть в правила игры древнего Египта «шен»! Или вдруг погрузиться в королевскую игру из города Ур в Мессопотамии, в которую играли 5 тысяч лет назад! Или вот Оваре - самая популярная африканская манкала, древнейшая настольная игра в мире. Её история насчитывает 5-6 тысяч лет.

- А это игра, - показывает Дмитрий опять же собственными руками воспроизведённую игру, - называется Пулук. Игра центральноамериканского племени кекчи, потомков майя. В Пулук играли в ночь перед началом сева маиса. Каждый выигрыш встречали радостными криками.

    У сегодняшних детей и взрослых на конвенте, вникающих в суть настольных игр исчезнувших цивилизаций, на лицах тоже восторженные улыбки. Смысл настоящих ценностей не стирается ни веками, ни даже тысячелетиями…

   Некоторые игры мастер и фантаст подарил Владимиру Софиенко. Двум фантастам было о чём поговорить. Ведь у Владимира Софиенко тоже немало интересных фантастических книг. Когда они обменивались книгами с автографами, Дмитрий заметил:

    - Кажется, у меня появился ещё один любимый конвент, на котором можно и поработать, и отдохнуть в нужной пропорции.

А потом Дмитрий напишет в своём блоге: «Петроглиф" великолепен прежде всего своей атмосферой. Не знаю, как будет дальше, но побережье Ладоги, свежие покосы, палаточный лагерь, хорошие знакомые, новые знакомые, и рабочая (но всё равно душевная) атмосфера дают очень светлую настройку. Провёл отличный семинар по настольным играм, после которого Локи без всякой подготовки дважды разнёс меня в "чейз". Сам он блестяще отсеминарился по литературной программе. Познакомились с уймой интересных людей, а я в очередной раз убедился, что случайности не случаны: пять лет назад я отдыхал в Карелии, и нас с подругой в дождь и слякоть подбросил на трассе некий развесёлый человек с "Пинк Флойдом" в автомагнитоле. Не запомнить его было нельзя.

Ну так вот. Великолепный Володя Софиенко и оказался этим самым человеком.

Волшебное место и время. Я очень рад, что поехал».

 

В НАСЫЩЕННОСТИ ДНЯ…

 

Джоэл Эриксон - директор программы «Фулбрайт»

 

   … И уже после ужина, под занавес заката, на сцену вышел директор Программы Фулбрайта в России Джоел Эриксон. Участникам «Петроглифа» он рассказал много полезного о том, как нужно грамотно оформлять свои проекты, чтобы в итоге замечательные авторские идеи смогли увидеть свет.

    … А потом – бардовские песни у костра. «ЭкоЛадога» заглядывала  на огонёк к «Петроглифу». «Петроглиф - к  «Эколадоге». Как не заглянуть, если на одном берегу, в одном местечке   собрались и учёные-экологи и молодые талантливые писатели! Есть круг общих интересов и задач!

  А какие личности!

      Разве могли  писатели из  «Петроглифа» пропустить встречу с человеком-легендой  Папуша Анатолием Ивановичем. Начальник отдела ЦНИИ машиностроения Российского космического агентства, директор отделения экологии Международного фонда славянской культуры и письменности, доктор технических наук вёл свои лекции легко и непринуждённо. Простым, доступным для понимания языком он рассказывал о сложнейших вещах:  о технических системах (собственной разработки), предназначенных для обезвреживания токсикантов на базе конверсионной технологии высокоскоростного горения… И ещё оказалось, что Анатолий Иванович дружит с писателем Григорием Распутиным. На конвенте профессор не раз упоминал распутинский манифест, а потом все разговаривали о жизни писателя, об их дружеской переписке, и о том, как много Распутин сделал для нашей страны.

    А наш карельский писатель-путешественник, эксперт по выживанию в дикой природе, гид-проводник и плотник- реставратор памятников древнего зодчества Сергей Филенко разве мог не представить интерес для экологов своими наблюдениями и знаниями природы, отображёнными в его лекции «Сказ о северном зодчестве»!

   …Так необычайно интересно и познавательно заканчивался каждый день конвента. И всегда на завтра предстояли ещё новые встречи и поездки: то загадочная экспедиция на гору Паасо, с дюльферным спуском, то  поездка на остров Валаам,  или в горный парк Рускеала и на рускеальские водопады. Словом – гора сногсшибательных впечатлений! Не каждому писателю по карману будет такой самостоятельный улёт!

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЕМИНАРЫ И ХАРИЗМА ЛИЧНОСТИ

 

   … Жить по-настоящему, это значит – всегда быть в движении, движении умственном и физическом. И потому утро участников конвента начиналось с зарядки. Её проводила  Елена Софиенко. И, наверно, у каждого возникало ощущение магического причастия к живой энергии и токам, исходящим от земли и неба… И хотелось раскинуть руки так, чтобы можно было объять мир… А потом смотреть солнцу в лицо и вбирать в ладони солнечную прану… И всей грудью вдыхать этот запах свежескошенного сена, перемешанного со свежестью озёрного тумана…

 

Елена Софиенко и участники конвента делают утреннюю зарядку

 

   А потом – чудесное ощущение завтрака, когда все вместе за одним большим столом… Надо отметить, что  время от времени автор своего кулинарного блога  в газете «Лицей» Владимир Софиенко устраивал праздник восточной кухни. А пока на свежую голову, после душистого травяного чая, заваренного прямо в котелке над костром и ещё отдающего запахом дыма, хвоей и листьями брусники, в самый раз устроить мозгу настоящий проминант.

  

Фото Елены Софиенко

 

     Нижегородский писатель-фантаст Дмитрий Казаков, многократный лауреат премий «Звёздный мост» и фестиваля фантастики «Роскон-2012» проводит свою литературную студию. После теоретической части всем объявлена тема творческого конкурса. Звучит она неожиданно и весело: «Два уха хорошо, а три лучше». Про два уха понятно, а вот, что делать с третьим – это уже свой ход и неожиданный поворот мысли у каждого участника. Никаких заготовок! Тема объявлена. Каждый берёт  планшет и отправляется в свой уголок природы.  Всего за час надо написать одну страницу оригинального произведения на заданную тему… Третье ухо – это уже апперцепция! Можно было бы, конечно, рассказать, как спешили авторы к образовательной площадке «Петроглифа» со своими свежеиспечёнными творениями, чья фантазия оказалась самой сногсшибательной… Можно! Но, лучше если каждый читатель сам попытается попробовать себя в этой теме литературного семинара!

 

Литературная студия Дмитрия Казакова.

  

Стоит лишь отметить, что сертификат от писателя Дмитрия Казакова «За литературное превосходство на конвенте» получил его молодой участник из г. Петрозаводска Олег Кожин.

 Олег Кожин и Елена Усачева.  Фото Анны Матасовой.

    Так проходили занятия на образовательной площадке «Петроглифа» днём: литературные студии, дискуссии, лекции, мастер-классы, а вечером здесь же происходило расширение границ сознания, как отмечает Елена Софиенко, с погружением в магический, предпочтительно «лахденпохский» реализм. «Лахденпохский», видимо, потому, что местечко Мейери расположено как раз между Сортавала и Лахденпохья… И ещё, наверно, это как-то с эпосом Калевала связано… В любом случае, Диплом от Дмитрия Казакова  за совместно написанный текст в номинации "Создание школы магического (лахденпохского) реализма " получили гости из Москвы – Сергей Ворожейкин и Алексей Рылеев.

     Вообще успех любой литературной студии зависит от личности руководителя, от его харизмы.  Личность карельской поэтессы, писательницы, лауреата многочисленных премий Ирины Мамаевой, которая тоже проводила свой литературный семинар на площадке «Петроглифа», привлекла внимание многих участников конвента. Кто, как ни она, живущая в своём собственном деревенском доме, может хорошо рассказать о деревенской прозе, старухах, коровах и даже потусторонней силе, витающей над укладом и бытом людей карельской  «глубинки». Не случайно и повесть её «Ленкина свадьба», опубликованный в журнале «Дружба народов», оказался вещью стоящей! И её настоящая дружба с карельской поэтессой Анной Матасовой тоже дорогого стоящая, крепкая!

 

Ирина Мамаева. Гора Паасо. Фото Анны Матасовой

 

На «Петроглифе» Анна Матасова рассказывала о современных поэтах:

Алексее Королеве, Александре Кабанове, Алексее Цветкове-старшем, Бахыте Кенжееве, Сергее Шестакове. О поэтических фестивалях: Биеннале поэтов в Москве, Форуме молодых писателей в Липках, Киевских Лаврах, Волошинском фестивале.

 

Анна Матасова. Фото Олега Кожина.

 

     И здесь сам собой напрашивается вывод: человек  интересен тем, что ему хочется рассказать другим, и когда есть, что рассказать…

Вот Елена Усачёва напишет потом в «Литературной России»:

«Участников конвента, действительно, окунули в настоящую карельскую жизнь – свозили на Валаам и в мраморные каньоны Рускеала, они спускались дюльфером с горы Паасо, а самые отважные отправились на Бесов Нос Онежского озера, чтобы увидеть знаменитые карельские петроглифы.

От Петрозаводска до Бесова Носа дорога долгая. Пять часов через Кондопогу и Медвежью Гору до деревни Каршево, потом ещё час по Чёрной речке, по её узким изгибам-поворотам до Онеги, до Пери Носа. Знаменитый петроглиф Бес проверил на прочность – и дождь хорошо полил путешественников, и дорога петляла, не хотела выводить к цели, поначалу мимо пронесла, да и мнений, что означают выбитые на камне картинки, оказалось много, разгорелся спор, словно кто под локоть толкнул.

 

Хозяин кордона, на котором остановились участники конвента, Антон, вторя Софиенко, вздыхал: «Куда люди едут, в какие заграницы? Я здесь сколько живу, а и то везде ещё не успел побывать». Софиенко щурился: «Знаю я, куда вас повезу в следующий раз. На Север. На Кольский полуостров. Там такие места, такие реки!» Антон усмехался, из-под низко надвинутой на глаза шапки глядел вперёд на тёмную воду реки Чёрная. Хотелось сказать, что, конечно же мы вернёмся сюда, что напишем о нашем путешествии. Что поедем дальше на Север. Хочется верить, что всё так и произойдёт».

 

 

 А ТАК РОЖДАЕТСЯ МЕЧТА!

 

     Вдохновившись чудесами Карельского края и самим конвентом, гостю из Москвы Валерию Сушкову и автору путеводителей  захотелось создать новый маршрут, благодаря которому многие узнали бы не только о таинственных местах карельского края, но и о людях, которые в своих деревнях и посёлках поддерживают древние традиции, возрождают старинную культуру. Вот как например в Пяльме Петр Алексеевич Поташев  или Большой Сельге, где пожить деревенским бытом в настоящей северной избе и попариться в баньке по-чёрному приезжают туристы из разных уголков не только нашей страны, но и всего мира.

 

 

    Хороших впечатлений не бывает слишком много! Когда чем-то восторгаешься, хочется, чтобы восторгов было ещё больше. Когда радость единения с близкими  по духу людьми захлёстывает, хочется, чтобы это ощущение  всегда обновлялось...  И, наверное, благодаря впечатлениям от удивительных знакомств и поездок по прекрасным  местам Карелии, у многих участников конвента, также, как и у его руководителя Владимира Софиенко, стала  рождаться новая мечта.

    

    Представьте себе: по Белому морю плывёт корабль. На корабле сто с лишним человек, верящих в то, что Гиперборея – это не просто сказочная страна. Это прародина Беловодья. Земля наших предков, древних славян.

В одном из туристических блогов в интернете было написано про легенду, которую хранили старообрядцы «Выговского общежития».

 Там так и говорится:

 

«…Беловодье расположено близ озера Лопон. Этого озера нет на географических картах. Но «лопь» — древнерусское название коренного населения Карелии и Кольского полуострова — саамов. От слова «лопь» ведет свое наименование и так хорошо знакомая нам Лапландия. Так, может, и само Беловодье где-то совсем рядом?

Все большее число исследователей приходят к пониманию, что многочисленные мегалитические памятники, сохранившиеся на территории современной Карелии и созданные тысячелетия назад — закодированное древнее Знание, доставшееся нам в наследство от далеких предков. Традиции, возникшие в глубинах веков и тысячелетий, передавались от поколения к поколению, закреплялись в камне и обрядовой символике, демонстрируя единство человека и высших космических сил».

 

     Вокруг много споров: во что верить, а во что не верить, но Север манит, и корабль мечты уже входит в стихию сознания и обрастает новыми идеями. Знакомство с директором программы научных, образовательных и культурных обменов «Fulbright» Джоэлом Эриксоном помогло структурировать идею. Елена Софиенко, в совершенстве владеющая английским языком, из личной беседы с Джоэлом выяснила, что преподаватели английского языка, аспиранты и кандидаты наук могут получить грант и пройти стажировку в США по темам своих научных проектов, а в ближайшем будущем планируется расширение контактов в Петрозаводске, Мурманске, Архангельске. И ещё задуман «Плавучий университет». И так совсем скоро в свой путь на Арктику от берегов Белого моря отправится корабль с профессионалами от науки и искусства из разных стран. Возможно, это будет общий  корабль «ЭкоЛадоги» и «Петроглифа». Корабль науки и мечты!