vkontakte FB

Рейтинг@Mail.ru

 

Картинки с выставки или о вкусах спорят

 

  В Москве, в Гостином дворе прошла юбилейная, 20-я ярмарка

классического, современного и ювелирного искусства "Арт Москва".

Наш корреспондент там побывал и определился со вкусами.

 

  Надо признать, посмотреть было на что.

  Маковский, Репин, Суриков, Айвазовский и другие классики, как всегда, были на высоте.

  Чего, увы, не скажешь о современных творцах. Нет, замах чувствовался, а вот исполнение… Замысловатые комбинации форм так искусно скрывали содержание, что даже два моих высших образования не позволяли обнаружить суть.

                           20230427 181032 Кукла

  Особым вниманием пользовалась ювелирка. Можно было не только прицениться, а даже купить колечко или камушек. Правда, цены кусались. Десятки, а, порой, и сотни тысяч. Богатые примеряли, бедные вздыхали. А кто-то, из особо впечатлительных дамочек, и слезу пускал. Сам видел.

                                     20230418 181913 Инсталляция

  Девиз: искусство принадлежит народу, по-прежнему, актуален, но на нынешнем этапе вряд ли выполним. За всё сегодня надо платить, даже за то, чтобы просто посмотреть. Например, на редкие работы признанных корифеев русского авангарда – Шагала, Ларионова, Гончаровой…

                                                      20230427 102433 Горшки

  Есть, безусловно, и современные работы, но они, у неподготовленного зрителя, могут вызвать, если не шок, то недоумение. Вопрос, что является искусством, а что нет, каждый из художников трактует по-своему. А экспертная комиссия утверждает. Побеждает лозунг: искусство без границ!

  Мне стало интересно, есть хоть какие-то ориентиры у нашей творческой молодёжи? И, как ни странно, получил ответ, который поверг меня в изумление.

                                                    20230428 214933 Я не знаю

Лена Балакирева, одна из участниц выставки, призналась, что несмотря на диплом престижного вуза и определённый опыт, она во многом, учится у детей. "Понимаете, они рисуют, опираясь на эмоцию, а не на рациональное мышление, часто не отрывая карандаша или кисти от бумаги". Вот уж, воистину: век живи, век учись!

  Кстати, знаете, какая проблема для творческого человека сегодня самая актуальная? Оказывается, не как создать, нарисовать или вылепить, а как распорядиться созданным, где найти покупателя, как выйти на рынок. И тут, как заявили организаторы выставки, нужен союз художников и бизнеса. Но и вопрос создания "шедевров", сегодня, по-прежнему, актуален. Кто-то мажет себя любимого краской, а потом катается по бумаге нагишом. Просто и эффективно! А главное, всё под рукой – тело, краски и умение вертеться. Но это художники-экстремалы. Другие просто не заморачиваются. Стоять с мольбертом в дождь и ветер в поисках нужного ракурса – вчерашний день. Сфотографировал пейзаж, с хорошим разрешением камеры, остальное – дело техники. Потягивай вино под треск дровишек в камине, где-нибудь на даче, и доводи до ума картинку. Шишкин с Левитаном умерли бы от зависти! Не говоря уже о портретистах.

  А вот что удивило на выставке, так это присутствие иностранных художников. В качестве почётного гостя выступила Нигерия, со своей оригинальной экспозицией. "Нам очень непросто было это сделать, в связи с санкциями, но мы рады, что нам это удалось", – сказал на открытии атташе по культуре посольства Нигерии Абидеми Адедеджи. Кстати, сказал на удивительно чистом русском языке. Как выяснилось, учился у нас, на Тамбовщине, где и постиг тайны "великого и могучего". Кроме африканцев, были замечены также галереи из Чехии и Ирана.

                                                              20230418 181906а

  А я, под конец, измученный горьким опытом экстремалов от искусства, решил взять урок у детей. Как советовали. Они здесь же, в сторонке, раскрашивали плакаты по мотивам мозаик Дейнеки на моей любимой станции метро "Маяковская". Можно было или повторить цветовую гамму оригинала, или предложить свой вариант. Я сначала пустился во все тяжкие, чего только не навыдумывал. Пока не понял, что товарища Дейнеку мне в этом виде соревнования, не переиграть. Да и не хочется, откровенно говоря. Сколько под этими мозаичными шатрами с самолётиками было пролито слёз, сколько сердец было разбито вдребезги и сколько сердец склеено… Сколько больших и маленьких любовей здесь возникало и здесь же умирало под звук уходящих со станции поездов…

                                                            20230428 223809 Люди

  Нет, нам уже ничего не изменить. Да и не надо менять! Наш флаг красный! Мы понятными красками нарисовали свой портрет поколения, теперь пришло время молодых. Каким будет их рисунок, таким будет и будущее. 

        Обозревал Юрий Давыдов-Завадафото автора

 

 

 

           

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПОНЯТИЕ ВИРТУАЛЬНОЕ

 

     У французских революционеров был лозунг – «Свобода, равенство, братство», который они якобы переняли у масонов. Как бы то ни было, никто не станет отрицать, что хорошо, когда у всех индивидов одинаковые права и когда они уважают друг друга. Однако кто-то из великих сказал в то же время, что «легче любить все человечество, чем отдельных людей». Заявляя о любви к ближним, мы, как правило, не выносим тех, кто чем-то не похож на нас.

     Взять тот же национальный вопрос. Помнится, во времена моего детства к нам, нашим родственникам, соседям приезжали гости из Киева, Одессы, Кишинева, Ташкента, Душанбе, а у одной моей подружки папа даже был индонезиец, и никто не звал их ни «черными», ни даже просто «приезжими». Потому что нам внушали, что мы живем в интернациональной стране, где все равны. Другое дело, что миграция тогда еще не была массовым явлением.

     Почему же сейчас так не любят мигрантов? Не потому, что они чем-то объективно хуже нас, а потому, что у них другой менталитет, которого мы понять не можем. Потому что они ищут, где лучше и сытнее… А вы думаете, русских очень любят в западных странах, куда они эмигрируют? Там мы тоже чужаки.

     Русские не любят евреев, татар, таджиков, армян… Прибалты, европейцы и американцы не любят русскоязычных граждан… Богатые не любят бедных, а бедные – богатых… Мужчины считают женщин хуже себя, а женщины полагают, что мужчины хуже их… Гетеросексуалы не выносят гомосексуалов, и наоборот… Чайлд-фри ненавидят многодетных, а многодетные терпеть не могут чайлд-фри… Суть одна: мы делим мир на «своих» и «чужих». По национальному признаку, по социальному, по политическому, по половому… И нередко – по признаку мировоззрения.

     Взять хотя бы гонения на диссидентов, многочисленные религиозные войны и крестовые походы, в которых за всю историю человечества была изничтожена масса народу, несмотря на христианскую заповедь «возлюби ближнего своего как самого себя»… За что преследовали этих людей? За то, что их взгляд на мир был иным, чем у большинства, или, по крайней мере, иным, чем у официальных властей…

     Ну, понять власти еще как-то можно. Ведь, если «диссиденты», светские или религиозные, начнут устраивать смуты, то в итоге пострадают все. Но третируют порой и тех, кто «сидит тихо» и просто занимается своим делом.

     Поверьте, я знаю об этом не понаслышке. По роду своих занятий я журналист, пишущий на темы непознанного. Казалось бы, тема совершенно невинная. Тем не менее, когда я достигла определенного уровня публичности, то началось… «Вы сообщаете непроверенные факты!» - писали мне читатели. Простите, но о мистике и прочих «смежных» вещах можно писать только на уровне баек, легенд и преданий. Ну, в крайнем случае – теорий и гипотез. К примеру, как проверить, действительно ли упомянутый персонаж вступал в контакт с представителями потустороннего мира?

     Встречаются и претензии типа: «У Вас неправильно указано имя, название, у нас не аномальная зона, у нас такого никогда не происходило! Вы обязаны были сначала проверить, а потом уже писать!»

     Как проверить? Сетевые и прочие источники не всегда дают полную и правдивую информацию. Если же ехать «на место» и расспрашивать людей, то прикиньте, какая сумма уйдет только на дорогу. При стоимости статьи от 300 до 1000 рублей. Лично вы бы, дорогой читатель, поехали проверять факты за эту сумму?

     Даже от знакомых иногда приходилось слышать: «Если ты о чем-то пишешь, ты обязана отвечать за каждое написанное тобой слово!» А вы никогда не заблуждались? Вы никогда не совершали ошибок? И почему вы решаете за меня, за что я должна отвечать, а за что – нет? Только сам человек может принять на себя ответственность за что-либо. Между прочим, об «ответственности» часто вопят те, кто не имеет понятия ни о журналистике, ни о книгоиздании.

     А сколько было обвинений в «антинаучности»! Обнаружив в моих текстах очередной ляп из научной сферы, такие индивиды с торжеством принимались поливать меня грязью с присовокуплением разнообразных эпитетов, из которых «безграмотная» или «в школе плохо училась» - это еще самые мягкие выражения.

     Ну хорошо, они изучали физику или химию в институте. А у меня изучение этих предметов ограничилось пределами школьной программы. Стыдно было бы не знать каких-то вещей, если бы у меня было соответствующее образование, это да. Но я вовсе не называю свои тексты научными. Они скорее «развлекательно-познавательные». К сожалению, такого жанра в литературе пока нет. Кстати, неизвестно, какие ляпы сделали бы люди, делающие мне внушения, если бы опубликовали собственные тексты. Но они почему-то ничего не публикуют, только критикуют.

     Очень много постов на тему: «Вы пишете о том, чего не знаете». Так я и не притворяюсь, что знаю! Я пытаюсь узнать, только и всего! Пытаюсь изучить вопрос.

     Очень забавно читать сообщения такого рода: «В этой книге (или статье) должно быть написано то-то и то-то. Почему этого там нет? Автор такая-сякая!»

     Дорогие мои, я никому ничего не должна! Я не претендую на то, что содержание моих текстов стопроцентно правдиво и что это истина в последней инстанции. То, что написано здесь, это мое видение, моя авторская концепция. И, если вы оказались разочарованы содержанием и не нашли тут того, что искали, поищите это где-нибудь еще, а не у меня.

     Наконец, я подверглась нападкам со стороны религиозных людей. Оказывается, церковь считает увлечение мистикой и прочими чудесами грехом. Хотя кто знает истинную суть, скажем, явлений призраков или НЛО? Ведь это могут быть феномены совершенно различного порядка. И кто вообще сказал, что в них есть нечто сверхъестественное? Вот если бы я пропагандировала, например, убийства младенцев, я бы еще могла бы как-то понять этих людей. Но я же  ничего подобного не пропагандирую! Я просто пишу о том, что мне интересно и пытаюсь разобраться в сути некоторых существующих феноменов. Более того, при всем уважении к христианству как к части нашей культуры я никогда не позиционировала себя ни как христианка, ни как православная…  Так какой смысл имеет судить меня за несоответствие христианским канонам? Ведь свободу вероисповедания в нашей стране пока еще никто не отменял!

     Никогда не понимала также, что заставляет некоторых интернет-пользователей писать абсолютно незнакомым людям письма, сообщения и комментарии с оскорблениями. Только потому, что чем-то не понравилось написанное этими людьми. Если вы считаете данную тему чушью или враньем, то зачем вообще тратить на нее время? Читайте то, что вам интересно и близко. А если вы просто не согласны с тем, что написано в статье или книге, то вспомните, что каждый имеет право на собственное мнение. И если у меня оно не такое, как у вас, это не значит, что меня надо за это линчевать. Я же не призываю к насильственным или экстремистским действиям, к педофилии или наркомании! А все, что не запрещено законодательно, разрешено. Тем более странно делать выводы о личности автора по текстам, которые не носят общефилософского характера. Мало ли кто о чем пишет! Мне, может, тоже не нравятся многие публикуемые тексты, но я же из-за этого не пишу хамских обращений к их авторам!

     Подумайте, насколько проще стала бы наша жизнь, если бы мы перестали совать нос в чужие дела и оставили в покое других людей, с которыми нас, к тому же, ничто не связывает! Стали бы терпимее относиться к тем, кто не похож на нас – тем более, если они нам никак не мешают, не вредят и не наносят никакого ущерба…  И если бы наша толерантность стала не виртуальной, а реальной, и распространилась бы, наконец, не только на условных «ближних», но и на конкретных людей.

ИРИНА ШЛИОНСКАЯ, член Союза писателей России