vkontakte FB

Рейтинг@Mail.ru

 

Уязвлённые сердца

«Круг Достоевского» в театре «На Пироговке»

  Премьера спектакля, объединившего героев повестей и романов Фёдора Достоевского, состоялась 15 декабря 2021 года на экспериментальной сцене Театра Российской Армии.

  Спектакль «Круг Достоевского», поставленный к 200-летию со дня рождения писателя в Молодёжном камерном театре «На Пироговке» – о поисках смысла и самосознании, преданности и предательстве, о настоящем и бутафорском мире, о принятии и отверженности, прощении и любви. У всех его героев в силу разных причин, израненные и уязвлённые сердца. К чему ведёт романтика страданий – в сумрак или к свету, о чем стоит задуматься и что изменить в своей жизни? Приходите на «Круг Достоевского» – у каждого зрителя будет свой ответ на этот вопрос.

1 Достоевский Театр на Пироговке
  «Круг Достоевского» открывают «Записки из мёртвого дома» – документальная повесть о быте заключённых Омского острога. Оказавшись там волею случая, вполне благополучный молодой человек, попадает в преддверие ада. В ужасающих жерновах перемолоты его свободолюбие, да и вся прежняя жизнь, а будущего словно бы и нет. Потребуется огромное духовное напряжение и сила воли, чтобы после перенесённого в остроге начать жизнь заново, с чистого листа. Монолог от лица героя «мёртвого дома» Александра Петровича Горянчикова читает Андрей Шевцов.

2. Достоевский Театр на Пироговке 2

  В бутафорский мир – «исповедальню какого-то знаменитого патера, овладевшего её умом до исступления» невольно попадает одна из главных героинь романа Достоевского «Идиот» Аглая Епанчина (монолог Аглаи читает Галина Кашпорова). Самонадеянная и своенравная дочь состоятельных родителей, признанная красавица, Аглая испытывает страстное желание «бежать из дому, пользу приносить», не особо задумываясь, кому и как она способна пользу принести. Для её уязвлённого сердца, гордого и жаждущего признания, важно, только то, что это её собственный выбор, даже если он ведёт к страданиям и разрушению.

3. Достоевский Театр на Пироговке

  Страдания и разрушение – удел героинь и героев двух других романов Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». Актриса Валерия Верецкая потрясающе читает монолог Катерины Ивановны Мармеладовой – некогда юной и прекрасной, а теперь раздавленной жизнью с горько пьющим мужем. Валерия Верецкая создаёт мощный и страстный образ теряющей рассудок женщины. Сонечка Мармеладова, её дочь, – ещё одна героиня «Преступления и наказания» (монолог Сонечки исполняет Наталья Ананьева) – символ бессмысленной жертвенности, погружённости в страдания окружающих, не имеющий сил осознать глубину и безысходность своей поруганной жизни.

  Надо ли быть добрым и сострадающим, когда всё так безнадёжно? Алексей Карамазов (его монолог читает Дмитрий Садовников) убеждает: да, надо. Даже вопреки тому, что «человек часто смеётся над добрым и хорошим», не сознавая всей глубины и ценности милосердия, любви и сострадания.

4. ДостоевскийТеатр на Пироговке 4

  Смеяться над добрым и хорошим – даже над самой собой, страдать и приносить страдания, любить и мучить одновременно готова героиня романа «Униженные и оскорблённые» Наталья Ихменева: «Любить без памяти и мучить до боли того, кого любишь, именно за то, что любишь». Монолог героини – Наташи Ихменевой проникновенно читает со сцены Таисия Фирсова, её актёрская работа – абсолютно точное попадание в образ.

  Не менее трагический образ создаёт и Юлия Феоктистова, читая монолог Вареньки Добросёловой, героини одного из самых, быть может, безысходных романов Достоевского «Бедные люди».

  Искренностью, хрупкостью, стремлением к счастью, любви, готовностью пробудится к новой жизни покоряет Анастасия Семьянова в монологе Настеньки из сентиментального романа «Белые ночи».

5. Достоевски Театр на Пироговке 5

  Досаду и разочарование от того, что отвернулось провинциальное светское общество, передаёт в ироничном монологе Кристина Ходнева – её героиня Софья Петровна Карпухина из повести «Дядюшкин сон» на один день вознеслась на вершину популярности, но этот день миновал. Остаётся бравада и отъезд из городка в поисках лучшей доли.

  Возможно, одна из самых ярких сцен спектакля – монологи из романа Фёдора Достоевского «Бесы» (артисты Илья Калашников и Александр Ким) – слушая их, осознаёшь, что зло расползается мутным пятном только тогда, когда находятся желающие его масштабировать.

  «Достоевский – о вечном, о природе человека», – убеждена художественный руководитель и главный режиссёр Молодёжного камерного театра «На Пироговке» Ольга Захарова. И блестяще это доказывает своим новым спектаклем. Приходите на «Круг Достоевского», посмотрите внимательно. Вглядитесь и вслушайтесь в происходящее на сцене, как в зеркало. Выбирайте правильные пути и уязвлённых сердец станет меньше.

Текст: Наталья Литвинова

Фото: Ангелина Муслимова