vkontakte FB

Рейтинг@Mail.ru

 

Духовные скрепки,

 

или

 

«Голая


вечеринка»

 

по-церковному

 

  Православная общественность России возмущена и шокирована. Резонансным событием стала свадьба учредителя православного медиа-холдинга «Царьград» Константина Малофеева и уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой.

  Казалось бы, с какой стати все так встрепенулись? Откуда такой наплыв эмоций, от растерянности до неподдельного изумления? Ну, очередная гламурная свадьба. Как говорится, личное дело каждого.

  Да, безусловно, свадьба – это личное дело любого гражданина. И когда речь заходит о чем-то личном, общество должно тихонько, на цыпочках отойти в сторону, проявив уважение к выбору двух людей. Тем более, что создание, как говорили в советские времена, «новой ячейки общества» не может не радовать.

                                                                      Свадьба Малофеева и Львовой Беловой

  Проблема появляется, когда люди, отмечающие радостное событие в своей жизни, являются людьми публичными. Или, как модно сейчас говорить, «медийными персонами». Сколько бы не говорили о том, что публичный человек имеет право на закрытую от посторонних глаз часть своей жизни, всё равно личное пространство таких людей всегда будет под прицелом общественного внимания, репортёров и телекамер.

  Но и это ещё не самая большая проблема. Ведь часто бывает так, что публичная фигура не просто занимается определенным родом деятельности (снимается в кино, поёт песни на эстраде или ведёт новости на ТВ), но и открыто исповедует определенные взгляды: политические, религиозные и так далее. Певец всегда интересен обществу прежде всего как певец, актёр привлекает внимание в первую очередь своими ролями, но и того, и другого часто могут спросить в интервью об их отношении к той же СВО, об их взглядах на религию. И вот здесь порой таится самое большое искушение. И для публичной фигуры, и для общества.

  Строго юридически, каждый человек, даже публичный, волен говорить всё, что считает нужным (разумеется, в рамках закона и человеческой этики), а потом поступать совершенно иначе. И никто не имеет права привлечь к ответственности такую «звезду» за то, что та «не отвечает за базар». А вот моральный аспект здесь присутствует вполне явственно. Если публичная персона говорит с экрана телевизора одно, но поступки и дела явно расходятся с провозглашаемыми идеями, у людей начинают возникать вопросы.

  Константин Малофеев, наряду с философом Александром Дугиным, является одним из самых рьяных (хотя хочется сказать – ярых) поборников так называемых «традиционных» ценностей: патриотизм, семья, церковь, служение обществу. Внешне производит неплохое впечатление. Средних лет мужчина с благообразной, типично «русской» внешностью: борода, высокий лоб, выразительные глаза. Мария Львова-Белова до недавнего времени была супругой (то есть «матушкой») известного московского священника, отца Павла Когельмана. И вдруг выясняется, что господин Малофеев «увёл» эту молодую ещё женщину у священника (и как выяснилось, своего друга), убедив её развестись с ним. Что она с радостью и сделала.
Пикантности всей этой истории добавляет тот факт, что Константин Малофеев является очень богатым человеком. «Православным миллиардером», как его называют в определенных кругах. Хотя лично мне это режет слух. Православный миллиардер – это примерно как «бедный депутат».

  Что же до «матушки Марии», то она была до недавнего времени не только «верной супругой и добродетельной матерью», но и личностью, которую часто приглашали на телеканал «Спас», где она позиционировала себя как олицетворение современной российской женщины-христианки. Эдакая Татьяна Ларина наших дней.

  Причину своего поступка эти двое публично так и не объяснили. Хотя ещё в конце июля в интервью Юрию Пронько господин Малофеев сказал, что «всегда жил и будет жить по правде». Но в итоге мы имеем дело не просто с молчанием, а с каким-то двойным или даже тройным лицемерием.

  Во-первых, по вине пятидесятилетнего Малофеева распалась многодетная семья православного священника. Во-вторых, тот, кто публично поддерживал СВО и призывал «простых россиян» отправлять деньги на нужды наших солдат, в итоге закатил свадьбу на десятки миллионов рублей. И это в то время, когда деньги на лечение больных детей мы по всей стране собираем по крупицам. В-третьих, Малофеев, который через свой «Царьград» публично называл Диму Билана чуть ли не иноагентом, в итоге, не моргнув глазом, по-тихому пригласил его на семейный корпоратив. Вот уж, поистине, «мухи отдельно – котлеты отдельно».

  Изрядно «насолила» своему бывшему супругу и «матушка Мария». По церковным канонам, разведённый священник не имеет права жениться во второй раз. И если развод состоялся, у батюшки есть только два пути: лишиться священнического сана или уйти в монастырь.

  В общем, кашу заварили два публичных христианина весьма знатную. Показательно, что официальная церковь молчит и никак сие действо не комментирует: известные священники как воды в рот набрали, уходит от прямого ответа и Патриарх. Что же в итоге?

  В сухом остатке вырисовывается весьма невесёлая картина. Русская православная церковь и патриотически настроенная часть общества, для которой «высокие материи» не являются пустым звуком, получили такой удар ножом в спину, какой нельзя было представить в самом страшном сне. Разное было и есть в нашей церкви: батюшки-педофилы, митрополиты-геи (да-да, я о печально известном Илларионе), есть у нас и так называемые «младостарцы» (если коротко, это священнослужители, которые, выражаясь по-простому, «слишком много на себя берут»). Но чтобы одни из самых главных, я бы сказал, стержневых фигур нашей церкви публично наплевали на христианскую мораль, даже не пожелав с обществом объясниться – такое произошло впервые.

  Где-то в середине девяностых годов в России проводился социологический опрос. Людям предлагали ответить, кого они считают самой авторитетной фигурой. Многие тогда назвали патриарха Алексия Второго. В то время, тридцать лет назад, посреди всеобщего раздрая и кризиса наша Церковь воспринималась как один из надёжных островков посреди бушующего океана. Кругом бессовестные чиновники, бандиты, коррупционеры, продажные менты – и только церковь, как и много веков назад, по-прежнему несёт нам свет, любовь и добро.

  Потом это отношение к православной церкви стало испаряться. В «нулевые» годы духовенство обросло жирком, появились «попы на Мерседесах», общество заговорило о «ползучей клерикализации». Тем не менее, до самого недавнего времени, церковь всё-таки продолжала восприниматься как противовес «голым вечеринкам», как некое объединяющее начало, как то, во что ещё можно верить. Ибо как же жить, если верить некому и не во что?..

  Конечно, иногда и священнослужители «дают маху». Многие, например, слышали о тех обвинениях в «женоненавистничестве», которые обрушились на протоиерея Андрея Ткачева. В одном из частных разговоров он имел неосторожность «ляпнуть» фразу о том, что «баб нужно ломать через колено». И понеслось. Хотя многим людям ясно, что заслуги отца Андрея, который по своему влиянию на российское общество сравним с легендарным Александром Менем, давно перекрыли его необдуманное высказывание.

  Но одно дело – «ляпнуть», и совсем другое – совершить осознанное, хорошо продуманное действие. Не знаю, понял ли Константин Малофеев, что сам себе он подписал приговор...

  Принято считать, что есть вещи, которые нельзя купить за деньги. Обычно считается, что за деньги нельзя купить любовь. Дружбу. Но есть ещё одна вещь, гораздо важнее и любви, и дружбы, которую нельзя купить. Называется репутация. Как показывает жизнь, любовь приходит и уходит. Дружба тоже может закончиться. Репутация же воистину одна на всю жизнь. Косые взгляды, перешёптывания за спиной, ехидные усмешки, словно проклятье, будут преследовать господина Малофеева всю его оставшуюся жизнь.

  Возвышенные вещи, «вечные ценности», о которых нам вещает «Царьград» в лице своего учредителя, оказались при ближайшем рассмотрении обычными высоколобыми «бла-бла-бла». Цена которым – медный грош.

  Что тут можно сказать? Только банальное «Бог им судья». Но по какому-то мистическому совпадению сегодня, 11-го сентября, Церковь отмечает день памяти святого Иоанна Предтечи. Самого великого человека в Истории, после Христа и Богородицы. Ему отсекли голову за то, что обличал царя Ирода в преступном сожительстве с женщиной. Да и на Руси в царские времена всегда были юродивые, которые не боялись тыкать носом земных владык в их проступки.

  Прошло двадцать веков. Мы наблюдаем сейчас почти «библейскую» ситуацию. Но нет новых обличителей. Нет никого, кто «встряхнул» бы нашу Церковь, указав на недопустимость происходящего. Как тут не вспомнить пророчество Иоанна Богослова в «Апокалипсисе», который говорил, что в последние времена ложь проникнет не только в политику и искусство, но даже в Церковь...

  Как-то так.

Текст: Павел Сдобнов