«ОДИНОКИЙ СТРАННИК» В «ПОБЕДЕ»
23 мая 2019 года в московском кинотеатре «Победа» состоялась презентация фильма «Вертинский. Одинокий странник», выпущенного к 130-летию легендарного артиста. Это третья по счету картина молодого режиссера и продюсера Светланы Астрецовой.
У дверей в заведенье - народа скопленье...
История «возвращенца»
Знаменитый русский артист, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины ХХ века Александр Вертинский (1889-1957) с приходом революции «не вписался» в новую реальность. После исполнения романса «То, что я должен сказать», посвященного гибели трехсот московских юнкеров, артиста вызвали в ЧК. «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!» − оправдывался он. «Надо будет, и дышать запретим!» − ответили чекисты.
С конца 1917 года Вертинский гастролировал по югу России. В ноябре 1920 года он отплыл из Севастополя на пароходе «Великий князь Александр Михайлович» в Константинополь, откуда перебрался в Румынию, затем гастролировал по Бессарабии… Выступать приходилось в дешёвых ночных клубах, с трудом удавалось заработать на кров и кусок хлеба.
Потом были Польша, Германия, Франция, гастроли в Ливане, Палестине, Америке. В 1935 году Вертинский очутился в Шанхае, где у него появилась семья. Приходилось давать по два концерта в день. А после того, как в Китай вторглись японцы, жизнь стала еще труднее.
Неоднократно артист подавал прошение советскому правительству о возвращении на Родину. Но ему каждый раз отказывали. В конце марта 1943 года он написал В.М. Молотову: «Жить вдали от Родины в момент, когда она обливается кровью, и быть бессильным ей помочь — самое ужасное». На этот раз разрешение дали. В ноябре 43-го семья Вертинских прибыла в Москву.
После войны Вертинский ездил с концертами по всей стране. Все его выступления подвергались строжайшей цензуре. Несмотря на огромную популярность, его не приглашали на радио, не писали рецензий в прессе, почти не выпускали пластинок…
На таких костях и рёбрах в своё время слушали шедевры Вертинского
Официальные власти считали, что лирические песни, которые составляли основу репертуара Вертинского, «отвлекают от задач социалистического строительства».
Со временем артист разочаровался в советской действительности. Он не мог найти себя на чужбине, тосковал по России из своего прошлого, втайне надеясь, что сможет начать здесь новую, полноценную творческую жизнь. Однако на родине оказался в роли «возвращенца», который никогда не станет «своим»…
Три биографии одного артиста
Фильм «Вертинский. Одинокий странник» состоит из трех глав, каждая из которых посвящена одному из периодов биографии артиста. У каждой из них свой рассказчик.
Главу «Певец декаданса», посвященную карьере Вертинского в дореволюционной России, представляет поэт, эссеист и радиоведущий Дмитрий Воденников. Вторую – «Бродяга и артист», рассказывающую о жизни героя на чужбине − культовый музыкант, народный артист России, лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич. Третью – «Человек во фраке в Стране Советов», повествующую о жизни Вертинского в СССР − писатель и историк Эдвард Радзинский.
К сожалению, в картине звучит мало музыки. Видимо, задачей фильма было рассказать о судьбе Вертинского, а не продемонстрировать публике его творчество. Его песни и так знают и любят, на них выросли несколько поколений россиян. И даже среди современной молодежи есть любители Вертинского.
Певец на все времена
Дискуссионные группы по ходу презентации, порой, возникали довольно хаотично
Вдохновители и создатели киноленты
Призанние режиссера от благотоврительного фонда ''На благо мира!''
Несмотря на то, что предпремьерный показ уже состоялся в конце апреля в рамках 41-го ММКФ в Центральном Доме Кино, зал был полон. На премьеру пришли более трехсот гостей, среди которых были снявшийся в фильме Дмитрий Воденников, писатель и сатирик Михаил Мишин, народные артисты России Лев Прыгунов и Евгений Герчаков, заслуженная артистка России Евдокия Германова, телеведущий Михаил Жебрак,
Лорена (известная цирковая актриса Любовь Лапшина) блаженствует с известной писательницей Натальей Толстой
известная писательница и психолог Наталья Толстая и не менее известная цирковая артистка Любовь Лапшина, писатель Алексей Бархатов, музыкант Алексей Колосов, продюсер фестиваля «Бархатное подполье», лидер группы «Бостонское чаепитие» Владимир Преображенский, и многие другие.
Сопредседатель Социально-консервативной партии Россиии Ирина Чечёткина (слева) и соподруги были в приподнятом настроении
Официальными партнерами мероприятия стали: Московский Детский театр Марионеток, кинозал «Победа», студия Андрея Никулина, студия «Март» и фотограф Дмитрий Дубинский; компании «Фудбэнд», «Пироги Штолле»,
«СТИМУЛ»;
Весело! И не вызывает аллергии!
винодельческие компании Ca'd'Abruzzo
Спонсор сухих вин премьеры Ирэна Усова - вот у меня какая нехилая итальянская бытылочка! Напою всех гостей!
и «Полугар»;
чайная компания «Путь».
Чай - дело тонкое, восточное! Высота разлива - не последнее дело!!!
Музыкальный подарок для гостей представил пианист Сергей Аксенов.
Презентацию вёл кинокритик и киновед Давид Шнейдеров,
Давид Шнейдеров: фильм снимался вот так!
сопровождавший свои выступления декламацией стихов. Перед показом зрителям представили команду проекта. Перед ними выступили
Один из героев фильма поэт и писатель Дмитрий Воденнников вооодушевил публику и рассмешил режиссёра, забыв убрать руку из кармана...
Дмитрий Воденников, сопродюсеры Ирина Ясакова и Юрий Бердников, исторический консультант Анна Сокольская.
«Мне очень близко творчество Александра Вертинского – безусловно, он очень талантливый поэт и исполнитель, и истинный патриот своей страны, − с такими словами выступила сопродюсер картины, общественный деятель Ирина Ясакова. − К большому сожалению, известность и настоящая слава приходит к талантливому человеку зачастую только после его смерти, я думаю, в свою эпоху он оказался многими не понят».
Выступление очень обаятельного режиссёра
«Я люблю рассказывать о судьбах великих, неординарных людей, − прокомментировала режиссер Светлана Астрецова. − Личность Вертинского не может не восхищать: человек-легенда, артист, поэт, композитор. Он был кумиром миллионов, уже при жизни Вертинский был звездой мирового масштаба. Удивительно, ему рукоплескала публика поэтического Серебряного века, и его песни и стихи продолжают любить в нашем прагматичном 21 веке».
Р.S. От редакции: немного удивило, что в повествовании, рассказывающем о странствиях артиста в 20-м году прошлого века, звучит музыкальное произведение Арама Хачатуряна «Танец с саблями», которое было написано для балета «Гаянэ» лиши спустя 22 года… Молодой режиссёр объяснила это тем, что она ставила произведения не обращая внимание на эпоху, а по велению души. Это конечно возвышенно, по-женски, но все-таки в документальном кино хотелось бы придерживаться хронологии, ведь такое кино призвано воспитывать, а воспитание – наука весьма строгая и требующая последовательности…
Желаем Светлане дальнейших творческих успехов и придерживаться взятого оперативного графика важнейшего из искусств − каждый год по основательному документальному фильму!
И всегда оставаться человечной и «незвёздной» особой, стремящейся возвыситься не ради себя любимой, а лишь ради искусства высокого бессеребренного…
Текст: Ирина Шлионская
Фото: Алексей Щепин
Всероссийская общественно-политическая газета «Русская Берёзка»−информационный партнёр премьерного показа фильма «Вертинский. Одинокий странник»
Интересные события, мероприятия, фестивали в наших материалах на сайте всероссийской газеты «Русская Берёзка»: http://rusberezka.ru/