Убить нельзя помиловать
12 мая на экраны российских кинотеатров выйдет фильм «Код Каина» (рабочее название было «Авель», затем его изменили на «Мы, братья»), заявленный продюсерами как остросюжетная драма, боевик и триллер в одном лице. Эта картина снималась в нескольких странах: России, Беларуси и США. Состав съемочной группы у нее также международный:режиссер: Вильям де Виталь, выходец из СССР, сейчас живет и работает в США, продюсер Сергей Жданович, актеры – Эрик Робертс, Салли Керкленд, новоиспеченный гражданин Канады Алексей Серебряков, народный артист Беларуси Владимир Гостюхин, белорусские актеры Олеся Грибок и Руслан Чернецкий, американская модель и актриса Наташа Алам и другие.
Пресс-показ фильма состоялся 27 апреля 2016 г. в кинотеатре «Люксор Гудзон» на Каширке. Вместо заявленного в программе пресс-брифинга съемочная группа представила фильм со сцены, каждый из вышедших на нее, получил право высказаться о своем участии в съемках и отношении к готовой картине в целом. На презентации фильма присутствовали почти все русскоговорящие члены группы, включая режиссера и продюсера, американские актеры и Серебряков не приехали.
Бюджет фильма составил свыше 2 млн. долларов США, картина изобилует натурными съемками, в том числе и с участием многочисленной массовки. По количеству каскадерских трюков фильм, пожалуй, можно отнести к боевику. Вильям де Виталь особо подчеркнул, что для выполнения трюков пригласил свыше 20 первоклассных каскадеров, которые смогли «чисто» выполнять даже такие супер-хиты, как переворот одного автомобиля в воздухе и приземление его на крышу другого, мчащегося на полной скорости. Добавьте к этому гонки с преследованиями на мотоцикле и автомобиле, парашютный десант и борьбу в воздухе, горящие настоящим огнем фигуры – и получите внятное представление о наборе действий, происходящих в фильме.
Операторская работа также отличается профессионализмом, местами переходящим в натурализм, особенно при показе крупным планом кровавых сцен, которыми данная картина изобилует. Вообще во время просмотра часто хотелось спросить режиссера – для какой цели он создал столь жестокое кино, порой напоминающее 3D-игру, в которой четко прописаны так называемые «миссии» - герой должен выявить злодея и обезвредить его, причем, используя отнюдь не гуманные, а такие же злодейские методы.
В основе сюжета фильма лежит библейская история о двух братьях – Каине-земледельце и Авеле-пастухе, переделанная в соответствии с современными понятиями. Как известно, Каин убил Авеля, позавидовав тому, что Господь «призрел жертву Авеля, а жертву Каина не призрел». Здесь библейскому сюжету придан совершенно другой смысл, другое направление. Успешная американская журналистка Сара Огден является одновременно агентом тайного общества, исследующего «код Каина» - ген, толкающий человека на путь ненависти, предательства и убийства, несущий угрозу всему мирозданию.
Для выполнения очередной миссии Сара отправляется в Беларусь на поиски носителя рокового гена. Этим предполагаемым носителем, якобы отмеченным особой меткой каинистов, является один из двух братьев-спецназовцев Павел, ослепленный ревностью и ненавистью к своему старшему брату Егору. Последний, напротив, полон любви и милосердия к брату, не желает ему зла и всячески пытается помочь. Как водится, Егор отличается внешностью сильного и смелого героя, который в огне не горит и в воде не тонет. Журналистка находит Павла в конструкторском бюро завода «Белаз». В фильме представлены некоторые новые разработки этого завода, что невольно наталкивает на мысль о скрытой рекламе.
Роль «миссионерки» Сары Огден исполнила Наташа Алам, актриса модельной внешности, половину фильма подчеркивающая свои формы откровенными декольте или мини-юбками. Однако сомнение в ее миссионерских качествах и даре убеждения возникает не только поэтому. Во-первых, она пытается внушить Павлу мысли о примирении с братом не на понятном ему русском языке, хотя сама, как выясняется, хорошо владеет им, а по-английски. Любой психолог скажет, что внушить любую мысль человеку можно только на его родном языке, на том, на котором он думает. Поэтому ее робкие попытки поговорить заканчиваются неудачей. Во-вторых, Сара Огден вступает в любовную связь с Егором сразу же после смерти своей компаньонки, что при ее миссии выглядит несколько нетактично.
Финал соответствует основному направлению фильма – кульминации и торжеству зла в мире, лишая зрителя возможности увидеть хотя бы просвет в потоке кровавых рек. Суть библейских сюжетов – не в описании содеянного зла, а в представлении этого зла наказанным. Согласно Библии, зло – не норма, а аномалия, и бороться с ним нужно не насилием, а добром. В «Коде Каина» даже положительные герои безжалостно расправляются с настоящими и мнимыми врагами, догоняя, обезвреживая, сажая или убивая их.
Сюжетная линия в фильме прочитывается невнятно из-за нагромождения сцен жестокости, насилия, массовых убийств и бутафорских расправ со злодеями.
В целом, несмотря на солидный бюджет и красивые съемки, на старания актеров, каскадеров и всей съемочной группы, фильм не обладает главным качеством кино – не несет в себе ту самую моральную составляющую, которая позволит зрителю отличить подлинное добро от зла, правду от лжи, подлинное искусство от декоративного подражания.Убить нельзя помиловать – каждый может поставить запятую там, где ему хочется, но в этой картине, похоже, она уже поставлена.
Этот фильм - один из многочисленных «культовых» однодневок, созданный по законам американских блокбастеров, но с претензией на интеллектуализм.
Юлия Шапченко