vkontakte FB

Рейтинг@Mail.ru

 

ДУША НА КОНЧИКЕ СМЫЧКА

страдивари за работой

     В руках музыкантов скрипки пели, но голоса у них были разными – глуховатыми, старческими, нежными, чистыми, глубокими или высокими. Словно живые существа, они рассказывали о горе и радости, о трагедии и счастье, и каждый понимал это по-своему, в душе каждого слушателя скрипичная мелодия находила свой отклик. Только во время открытия выставки «Миф Страдивари» зрители узнали, что являются участниками уникального действа – ведь возраст этих благородных инструментов измеряется веками, и музыканты получили их в руки, чтобы сыграть только на одном концерте. По выражению современной поэтессы Светланы Калугиной, во время исполнения произведения у каждого слушателя возникает ощущение, что его "душа на кончике смычка живет, поет, смеется и рыдает"...

    Скрипки работы Страдивари, Амати, Гварнери не имеют цены: как любой шедевр они бесценны. Почти через три столетия они сохранили все оттенки своего необыкновенного звучания, донеся до нас душу своего создателя. Специалистами измерено все, что можно измерить, скопировано все, что можно скопировать, но заставить скрипки, сделанные по этим промерам, «петь» так, как они делали это у великого мастера, никто не может. До наших дней не удается точно определить химический состав грунтов и лаков, нанесенных на эти уникальные инструменты.

0 4

    Но даже если бы нам и удалось разгадать секреты великих итальянских мастеров, повторить их достижения, очевидно, не удалось бы. Ибо существуют для каждой эпохи свои вершины творчества, порожденные всем многовековым опытом человечества. Иногда эти вершины надо покорять заново. Веками передается легенда о душе великого Страдивари, заключенной в его творениях и разговаривающей с потомками. Мастер родился в маленьком итальянском городке Кремоне в 1644 году.

    Кремона является истинной скрипичной колыбелью – почти пятьсот лет традиции изготовления скрипок передаются из поколения в поколение. Сколько же мастеров должно было смениться, передавая друг другу тайны своего ремесла, чтобы наконец появился он – великий скрипичный гуру Антонио Страдивари, который смог не только вобрать в себя все накопленные ранее знания, но и довести общее дело до совершенства. Даже с годами мастерство Страдивари вызывает восхищение потомков. Его скрипки и виолончели и сейчас в руках талантливых музыкантов заставляют нас радоваться и грустить, улыбаться и плакать. И голос их мы воспринимаем как образец классически совершенный и непревзойденный.

    Страдивари прожил долгую жизнь – 93 года, и до последних дней создавал скрипки. Сохранились заготовки инструментов, на этикете которых рядом с традиционным мальтийским крестом стоит имя творца и дата - 1737, год его смерти. Прежде, чем понять свое истинное предназначение, Страдивари перепробовал много профессий: рисовал, занимался резьбой по дереву и скульптурой. Однако влечение к музыке победило. Несмотря на старательные занятия игрой на скрипке, известным музыкантом ему стать не удалось. Его руки были недостаточно подвижны, чтобы извлекать особенной чистоты мелодию. Однако он обладал превосходным слухом и горячим желанием совершенствовать звук. В 13 лет под руководством своего гениального учителя Николо Амати он склеил свой первый инструмент, но прошло еще долгих 10 лет, пока, открыв собственную мастерскую, Страдивари позволил на скрипичных этикетах не называть себя учеником, и еще 20 лет, когда впервые сделал инструмент, отличающийся от тех, что делал его учитель. Множество испробованных вариантов и долгие годы вычислений ушли на то, чтобы сделать, непревзойденную по звуковым качествам, скрипку.

    Что он тогда изменил? Да, он сделал модель длиннее, но чуть уже. Тембр звучания стал ниже. А потом он стал взвешивать детали скрипки. Ему все казалось, что он вот-вот найдет в этом плоском инструменте наилучшую пропорцию между верхней декой и нижней. Мастер взвешивал детали скрипки пытаясь найти наилучшую пропорцию между нижней и верхней декой. Это была долгая и кропотливая работа. И только в возрасте пятидесяти шести лет ему удалось ее сконструировать. Она была удлинена по форме и имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов. Однако, помимо превосходного звука, его инструменты славились необычным видом. Он мастерски украшал их всяческими рисунками. Все скрипки были разные: короткие, длинные, узкие, широкие. Благодаря своему труду, он добился известности и почета. Знатные вельможи заказывали ему инструменты, считавшиеся лучшими в Европе. 

    Андреа Гварнери, с которым Антонио учился у Амати, тоже стал родоначальником династии мастеров, а его внук Джузеппе, по прозвищу дель Джезу, позднее затмил славу самого Страдивари.

5

    Около 800 инструментов насчитывается сейчас в мире, о которых доподлинно известно, что сделаны они в мастерской Страдивари. Среди них знаменитая виолончель под названием «Бас Испании» и крохотные «пошетты» – карманные скрипочки для учителей танцев, самое великолепное создание Мастера - скрипка «Мессия» и скрипка «Мюнц». Но секреты творчества, внезапно исчезнувшие с его смертью, до сих пор не разгаданы. Одно время считали, что секрет Страдивари - в форме инструмента, позже большое значение стали придавать материалу, который для скрипок Страдивари постоянен: для верхней деки - ель, для нижней - клен. Считали также, что все дело в эластичном лаке (благодаря его мягкой консистенции мелкие вмятины и царапины на поверхности быстро затягиваются) позволяет декам резонировать и «дышать». Это придает тембру характерный объемный звук. Как можно словами описать звук? Что значит – яркость, сила или насыщенность звука? Оказалось, что звук трудно описать, зато его можно «измерить». Антонио Страдивари, научился измерять музыку - не циркулем, а звуком. Но главное - он научил дерево петь, настраивая деку в определенной тональности.

     Созданные им скрипки практически не стареют и не меняют своего звучания. Ученые много лет бьются над загадкой их изготовления. Удалось установить, что мастер вымачивал древесину в морской воде и обрабатывал ее бурой и сложными растворами собственного приготовления. Специалисты до сих пор не разгадали рецептов грунта и лака, которыми он обрабатывал свои инструменты. Каждый кремонский мастер применял свой собственный состав скрипичных лаков, основой которых были смолы каких-то деревьев, росших в те времена в Тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных. Точный состав тех лаков не установлен и по сей день - даже самый изощренный химический анализ оказался тут бессилен.

     Общепризнано, что самые лучшие инструменты Страдивари были изготовлены с 1698 по 1725 год. Они особенно редки и потому ценятся очень высоко как музыкантами, так и коллекционерами. Многие инструменты Страдивари находятся в частных коллекциях. Около двух десятков скрипок Страдивари есть в России. Коллекция Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки обладает бесценными шедеврами кремонских мастеров – здесь и скрипки работы Амати, и Гварнери, и Черутти, и конечно, Страдивари, в память о котором открылась уникальная выставка «Миф Страдивари».

0 3

     На ней представлено 15 инструментов, знаменующих различные этапы долгой истории скрипичного дела в итальянской Кремоне. Зрители познакомились не только с историей создания скрипок, но и с секретами мастерства, этапами производства, проектированием и сборкой инструментов. Помимо музыкальных инструментов впервые в России зрители смогут увидеть столярные инструменты, чертежи, внутренние формы и рукописные материалы, включая листки из завещания Антонио Страдивари, а также автографы из мастерской Страдивари и Черутти. В этом выставочном проекте принял участие Музей скрипки города Кремоны, который привез специально для экспозиции 5 инструментов превосходного качества.

     Михаил Брызгалов, директор Музея им. Глинки, не мог сдержать гордости, описывая экспонаты выставки, из которых самый старинный по возрасту инструмент - скрипка Амати, созданная в 1566 году; на выставке можно также увидеть скрипку братьев Амати, изготовленную в 1628 году, знаменитую скрипку Страдивари 1671 года, которую он выполнил по моделям Амати,  а также альт 1715 года, который до наших дней находится в игровом состоянии – по мнению экспертов, это один из 10 сохранившихся в мире альтов Страдивари и, несомненно, один из лучших инструментов этого жанра.

  Исполнительный директор Музея скрипки, Президент фонда «Друзья Страдивари» Паоло Бодини, горячий поклонник России, был  также очень вдохновлен участием кремонского музея в столь масштабной выставке, уникальной не только для России, но и для всей Восточной Европы – не каждый год удается собрать воедино столь редкие музыкальные инструменты, которые, к тому же, находятся в прекрасной сохранности, и на каждом из них можно играть.

4  В церемонии открытия выставки принял участие Первый советник Посольства Италии в России Вальтер Феррара, подчеркнувший значение итальянской культуры для России: «Это событие становится в один ряд тех мероприятий, в которых Посольство Италии принимало участие. Всего за уходящий год Италия провела в России свыше 150 мероприятий во всех областях культуры, их посетило более миллиона человек. И в этом контексте музыка является одной из основ российско-итальянского сотрудничества».

6

  На открытии выставки музей Глинки и Музей скрипки объявили о создании первого в России Центра реставрации музыкальных инструментов, направленного на сохранение музейного фонда России - одного из крупнейших в мире. Михаил Брызгалов выразил надежду, что через непродолжительное время и в России, помимо теоретиков музыки, появятся высококлассные специалисты по реставрации и изготовлению музыкальных инструментов, как струнных, так и духовых.

     Что же такое «Миф Страдивари»? Кто его создал и как долго он будет жить? Ответ на этот вопрос – в самих творениях великого мастера – до тех пор, пока звучат голоса его скрипок, пока живут на свете носители музыкальных традиций и на кончике смычка можно уловить тончайшие вибрации души… 

                                                                                                                                                                                                                                                    Юлия Шапченко

 

Интересные события, мероприятия, фестивали в наших репортажах на сайте http://rusberezka.ru