vkontakte FB

Рейтинг@Mail.ru

 

Снова Государственный Кремлевский дворец порадовал любителей классики. На сей раз на главной сцене страны выступил симфонический оркестр имени П.И. Чайковского. Концерт «Большой Русский вальс» проходил под девизом: «Доступная классика». Целью этого цикла концертов является образовательная составляющая, которая приобщит молодое поколение к классической музыке. Это не последний концерт в рамках проекта, поскольку много программ оркестр запланировал на середину февраля.

vladimir fedoseev

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        фото с сайта classicalmusicnews.ru

Перед концертом мы задали несколько вопросов художественному руководителю и главному дирижеру оркестра, народному артисту СССР Владимиру Ивановичу Федосееву. В частности, одним из вопросов был: насколько трудно играть вальсы на родине Штрауса? В.И. Федосеев ответил, что русским музыкантам не всегда удается сыграть как следует венские вальсы. Потому что это не только другой стиль, это даже ритмически разное насыщение – вроде бы, те же три доли – раз, два, три, но на этих долях разное смысловое ударение.

«Я принимал участие в больших венских балах, конечно, в качестве дирижера. Когда я начал руководить Венским оркестром, я поначалу боялся, потому что мог не «попасть в стиль венского вальса», а австрийцы русским музыкантам этого не прощают. На следующий день после моего концерта вышла статья, где было написано: «Наверное, г-н Штраус, будучи в Петербурге, согрешил с русской женщиной, поэтому дирижер Федосеев почувствовал голосом крови венскую музыку».

Я был очень счастлив, потому что это очень трудно – нужно не столько уловить музыкальный ритм, сколько попасть в суть другой нации, их понимания музыки, которое они с детства усвоили. Так же и европейцы – ни немцы, ни французы – не смогут так проникновенно, с душой сыграть русский вальс, как мы сами это делаем. У нас ведь есть не только гениальные композиторы, такие как Чайковский, Глинка, Свиридов, которые писали вальсы-шедевры, но и малоизвестные, непрофессиональные композиторы, авторы таких замечательных и любимых народом произведений, как «Березка» или «На сопках Манчжурии». Этим людям удалось так передать настроение эпохи, характер русского человека, что их вальсы стали подлинно народными и вошли в сокровищницу мировой музыки», - сказал маэстро Федосеев.

В каких странах лучше всего принимают ваш оркестр? «Испания, Латинская Америка, у нас много общего. Наша музыка – международный язык, он вне санкций, вне политики. Шуберта мы включили в концерт, потому что его музыка близка нам душевно. Мы аранжировали этот вальс для солистки и оркестра, сегодня вы его услышите. То, что исполняет солист, оркестр точно повторяет своей инструментовкой».

Еще маэстро отметил, что современные композиторы не пишут вальсы-шлягеры, потому что даже в культуре есть взлеты и падения, мы сейчас живем в эпоху, когда нет крупных композиторов и деятелей искусства – музыкантов масштаба Чайковского, Рахманинова, Ойстраха. Но Федосеев выразил надежду, что поскольку в мире все циклично, все повторяется или возвращается через поколение, даже через два, то те малыши, которые сейчас подрастают, возможно, восполнят пробел в отечественной музыке и станут сочинять шедевры.

Владимир Иванович подчеркнул: «Ученые определили, что Вселенная движется в ритме вальса. Конечно, Вселенная повторяет круги вальса, раскачиваясь. У вальса очень простая мелодия, а если нет мелодии – нет музыки, поэтому в современной музыке все быстро кончается, не за что зацепиться уху, я не могу ни одну песню современную вам напеть. А все старые песни, скажем, военных лет, я помню. У нас были даже концерты песен военных лет – в Берлине, Белоруссии, Петербурге, и зрители плакали, слушая эти мелодии».

Зрителям Федосеев пожелал в Новом году слушать больше высокой классики, поскольку в ней есть все лучшее, что накоплено целыми поколениями, она развивает, возвышает людей, даже снимает усталость. Не даром П.И. Чайковский сказал: «Где кончается слово – там начинается музыка».

   Концерт открыл знаменитый вальс «Берёзка» Евгения Дрейзина, под который кружились танцоры Лили Горгодзе  и Артём Иржевский. Во время выступления на большом экране транслировались визуальные изображения – цветы, звезды, пейзажи, нотные знаки и пр., усиливая восприятие музыкальных композиций.

 Зрители услышали произведения Чайковского, Свиридова, Хачатуряна, Глинки, Шостаковича, Глазунова, Гаврилина, Шуберта. На фортепиано солировала Екатерина Сканави.

Прозвучали как редкие, ранее почти не известные композиции, так и хорошо знакомые каждому вальсы из балетов: «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского, вальс к повести Пушкина «Метель» Свиридова, вальс к драме Лермонтова «Маскарад» Хачатуряна и др.

Большой симфонический оркестр им. Чайковского является одни из самых больших музыкальных коллективов страны. Свою деятельность он начал еще в 1930 г. Владимир Федосеев является его бессменным руководителем на протяжении 40 лет. За долгие годы Большой симфонический оркестр был удостоен многих наград, включая и Орден Труда Красного знамени за вклад в развитие культуры Советского Союза.

Будем надеяться, что музыка проектов цикла «Доступная классика» будет слышна не только в стенах Кремлевского дворца, но и во всех уголках России, чтобы люди приобщались к прекрасному, настраивались на движение Вселенной в ритме вальса.

 

                                                                                                                                                                                     Юлия Шапченко